Определить критерии назначения судей
Мы убеждены, что здесь необходимо применить квоту: не менее половины назначений должно быть отведено в пользу представителей адвокатуры и тех, кто академически занимается юриспруденцией.
Понятно, что среди действующих работников судов, правоохранительных органов, прокуратуры и других государственных органов есть немало квалифицированных специалистов, которые тоже могли бы претендовать на звание судей. Тем не менее, по нашему мнению, для таких кандидатов должен быть введет карантинный срок: между работой в госструктурах и назначением в судьи они должны не менее двух лет проработать в негосударственных структурах — преподавать в негосударственных вузах, вести частную юридическую практику, работать в коммерческих структурах и так далее.
Этот «карантин» необходим, чтобы свести на нет «профессиональную деформацию» бывшего прокурора или следователя, ставшего судьей. Такая мера должна снизить обвинительный характер судопроизводства по уголовным делам и научить судьей осознавать важность независимости. Судья должен понимать, что жизнь вне системы государственной службы возможна.
Сейчас дела обстоят совершенно иначе. Судьями, как правило, назначают бывших помощников судей или представителей правоохранительных органов — например, прокуратуры и следствия. Последние — представители исполнительной власти, которые могут, став судьями, защищать интересы предыдущего работодателя или находиться под его давлением.
Немаловажную роль в этом порочном кругу выполняют и Квалификационные коллегии (ККС). Например, нормативными правовыми актами ряда субъектов РФ, регламентирующими формирование ККС, предусмотрен прямой запрет на участие в ККС адвокатов и нотариусов (среди прочих, в Москве и Санкт-Петербурге).
При этом представители академических кругов — это преимущественно преподаватели и профессура государственных учебных заведений, которые так или иначе подчиняются органам исполнительной власти — например, профильным министерствам. Это значит, что один из важнейших органов судейского сообщества, формирующий судейский корпус, сам по себе не обладает основной чертой суда — независимостью.