В заключение можно сказать, что вопрос о визах со странами СНГ или даже только со странами Центральной Азии и Закавказья требует выработки ясного решения всех выше обозначенных проблем. На данный момент, на мой взгляд, вся совокупность нежелательных последствий делает решение о визах рискованным.
Наиболее реальным и оптимальным способом регулирования миграцию на сегодня является сочетание нескольких механизмов. Это, прежде всего, система платных трудовых патентов, которые нужно приобретать для разрешения на работу в России. Цена патента может различаться в зависимости от региона, чтобы мотивировать или демотивировать мигрантов оставаться в стране. Патенты также выглядят на данный момент наиболее оптимальным механизмом сбора налогов с приезжих работников, их социального страхования и контроля за их состоянием здоровья. Патенты нужно дополнить созданием единой базы биометрического учёта иностранцев, которая позволит контролировать перемещение мигранта. Такие механизмы контроля позволяют отслеживать миграцию и выделять категории, с которыми нужно работать по более интенсивной интеграции или по постепенному вытеснению. Эксперты солидарны в том, что миграция в Россию должна быть затруднена для лиц, которые совершили серьёзные преступления и получили судебные наказания на российской территории, а также являются носителями опасных заболеваний. Для этих случаев должна быть создана система прямой депортации иностранных граждан и последующего запрета на въезд. Возможны какие-то дополнительные меры и решения в рамках такого гибкого подхода. Всё это потребует в том числе воссоздания Федеральной миграционной службы как гражданского государственного института с задачами регулирования миграции.