Когда государственные решения проводятся технократами, закладываются предпосылки для политических кризисов. Повышение пенсионного возраста было озвучено как практически принятое решение в апреле этого года. С тех пор прошло всего три месяца, и за этот относительно короткий период политический класс оказался в ситуации необычного кризиса — кризиса политической ответственности при нарастании конфликтности внутри власти, того, что Владимир Путин изживал из «системы» калёными политическими реформами в течение всего первого президентского срока.
Сначала о реформе заявил Дмитрий Медведев 28 апреля в интервью программе «Вести недели». Тогда даже не было сформировано новое правительство, а ожидающий перетряски социальный блок выступал категорически против повышения пенсионного возраста. Казалось бы, вот главный политический камикадзе — премьер-министр, ожидающий переназначения и обречённый проводить в жизнь решения, которые, с высокой долей вероятности, превратят его в одну из самых ненавистных для россиян фигур, легко встающих в один ряд с «антигероями» 90-х (Егором Гайдаром, Анатолием Чубайсом, Виктором Черномырдиным). Однако ничего подобного тому, чего ожидали многие наблюдатели, не происходит: Медведев, оказавшись самым высокопоставленным чиновником, продвигающим реформы, не стал бросаться грудью на амбразуру и как-то постепенно растворился в тумане общей политической безответственности за принимаемое решение. Быстрое сбрасывание соответствующего законопроекта Госдуме тут же сделало именно нижнюю палату парламента центром этого болезненного процесса.
Главным спикером от правительства по реформе стал вовсе не Медведев, а две деполитизированные фигуры: соавтор реформы Антон Силуанов и технический исполнитель — министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Медведев даже не пришёл в Госдуму при рассмотрении законопроекта в первом чтении: отдуваться за весь кабинет министров пришлось Топилину. Все это в значительной степени опровергает популярную версию, в соответствии с которой Медведев — расходный материал четвёртого срока Путина. Главным «реформатором» оказался вовсе не он, а Минфин, цинично и по-бухгалтерски настаивающий на необходимости повышения пенсионного возраста и отрезающий любые пути к компромиссам.
В странном положении оказалась и Госдума: руководство нижней палаты парламента подхватило реформу, как брошенные в ее сторону горящие угли, — поддерживать приходилось, стиснув от боли зубы. Отсюда и появление совершенно необычных для слаженно работавшего путинского режима форм политического саботажа:
попытки спикера Госдумы апеллировать к администрации президента и добиться от нее более широкого участия власти в общественной дискуссии (как и санкции на саму дискуссию), стон по поводу некорректно оформленных заключений региональных парламентов, несогласованные с Кремлем обещания пересмотреть и смягчить реформу во втором чтении. Главными же спикерами по реформе стали фигуры, связанные с именем Володина, — глава фракции Сергей Неверов и глава социального комитета Андрей Исаев.
Пенсионная реформа неизбежно стала одним из факторов, усугубивших противоречия между новым руководством «Единой России» в лице Андрея Турчака и спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Высказавшийся 22 июня секретарь генсовета партии Андрей Турчак лишь призвал коллег к единству и предупредил о недопустимости критики реформы. Звучало как укор в адрес депутатов-единороссов в Госдуме и депутатов в региональных заксобраниях. Партия власти «Единая Россия» все более отчётливо поляризуется между фракцией и партией: Турчак пытается держаться публично в стороне от пенсионной реформы, рассчитывая, что подконтрольная Володину фракция сделает грязную работу, а фракция делает вид, что оказалась единственной политически ответственной силой в стране. «Единой России» все труднее сохранять единство: 26 июля появилась информация о том, что замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Железняк подал заявление об отставке, а единственная проголосовавшая против реформы Наталья Поклонская оказалась в опале.
А что же на фоне всего этого Кремль? Главный ответственный за внутреннюю политику Сергей Кириенко формально продвижением пенсионной реформы не занимается, но в реальности становится ключевым теневым менеджером, в задачи которого входит ее продавливание усилиями всей партийно-законодательной «вертикали». Есть основания полагать, что еще в апреле в Кремле в весьма узком составе было принято решение добиться быстрого и безусловного принятия законопроекта в первом чтении, что должно было зафиксировать заведомо завышенные ставки. Задача заключалась в убеждении элиты в том, что реформа если и будет смягчена, то минимально, а принятие законопроекта должно состояться любой ценой в обозначенный срок — 19 июля. Именно это и был первый этап главной спецоперации начала четвёртого срока Путина.