«У нас сейчас эпоха изоляционизма. Это означает, что мы едим и перевозим из одного региона в другой не сыр, а какой-то там сыроподобный продукт. Поэтому я придерживаюсь классики — считаю только то, что мы экспортируем за рубеж», — подчеркнул Любимов, добавив, что только мировая конкуренция способна оценить потенциал продукта.
В регионе, специализирующемся на экспорте некоторого товара, едва ли стоит производить и экспортировать товары, технологически далекие от него. Например, Хакасии не стоит совершать попытки диверсификации своего экспорта за счет машиностроения или химической промышленности — впрочем, и в целом возможности диверсификации у этого региона слабые. Значительно лучше обстоят дела у Свердловской области, где существуют возможности для диверсификации за счет товаров, относящихся к группе «машиностроение» и «капиталоемкие производства». Сильными на фоне других регионов возможностями для диверсификации экспорта обладают Московская и Смоленская области, также за счет группы «капиталоемкое производство». Кроме перечисленных, в первую пятерку также входят Санкт-Петербург и Нижегородская область.
Вероятность экспорта высокотехнологичных продуктов в большинстве областей не превышает 10%. Если объединить производство технологически схожих товаров нескольких регионов, то шансы увеличиваются до 30%. В таком случае нужно искать мировые производственные цепочки, в которые может встроиться Россия. То есть мы будет производить не полностью какой-то товар, а только 30% от него, как это сейчас и происходит во многих странах Азии и даже Европы: «Это и есть та специализация, где мы можем попробовать встроиться в какие-то цепочки. Других шансов у нас нет».
Надежда на успешное импортозамещение — это тупиковый путь, ведущий к тому самому венесуэльскому кризису, о котором в последний год предупреждают многие экономисты. Эту точку зрения поддерживает и Иван Любимов, отмечая необходимость встраивания в мировые цепочки для интенсивного и длительного развития.
Примечательно, что экспортерам действительно нужна помощь государства, и выражаться она может не только в упрощении таможенных процедур (меньше мешать), но и в создании инфраструктуры — например, быстрой выделенной линии для провоза продуктов в аэропортах.
«У нас государство, я не помню, когда оно было хорошим, сейчас его репутация такова, что оно является персоной нон-грата в значительном числе либеральных реформ. Все хотят его подальше убрать и отодвинуть. И, наверное, при том качестве таможенной службы и прочих органов, это имеет смысл. Но, на мой взгляд, это проблемы не столько института, сколько персонажей… …Если оно (государство — прим. ред) правильно простимулировано и заполнено квалифицированной бюрократией, то таможня работает быстро, а деньги направляются тем предпринимателям в качестве поддержки, у которых потенциал экспорта и развития их новых компаний выше, чем у других», — считает Иван Любимов.