— объясняет Соколов. Они проигрывают сверстникам в России, поскольку не встроены в сети, позволяющие двигаться по карьерной лестнице, и часто не готовы на равных конкурировать на глобальном рынке труда.
По мнению журналиста ИД «Коммерсантъ» Ивана Сухова, молодежь на Кавказе увлекается религией в том числе потому, что религия создает специфическую идентификационную рамку (frame) в ситуации, когда другие идентичности испытывают кризис или трансформацию: «Исламская идентичность является инструментальной вещью, которая сопровождает большой социальный процесс урбанизации (в некоторых регионах Северного Кавказа она происходит только сейчас)».
Ислам служит идеологическим компасом, к которому люди прибегают в отсутствие каких-либо других альтернатив, говорит Сухов, наблюдения которого основаны на командировках на Кавказ в течение 15 лет. Оторвавшись от родных селений, где вся жизнь буквально до недавнего времени была регламентирована традицией, в городах молодые люди ищут свой порядок, подходящую базу правил. Здесь на первый план может выходить идентификация человека с землячеством односельчан или его профессиональная, цеховая принадлежность.
Это сплошь и рядом играет более существенную роль для повседневной жизни, чем гражданство. Но есть и потребность в универсальной, перекрывающей идентичности с какой-то большой группой, способной к тому же формировать ценностные координаты, нормы поведения и систему их поддержки. Такую перекрывающую идентичность формирует конфессия, она работает как «портал глобализации». Человек становится частью огромного трансграничного миллиардного сообщества. Источники дискурса этого сообщества находятся за пределами России, отмечает Сухов:
«Возникает эффект замкнутого цикла — чем больше ты мусульманин, тем меньше у тебя страновой идентичности, потому что почти все, что тебя интересует, на самом деле, находится за пределами Российской Федерации».
Страновая идентичность — «я россиянин» — играет свою прикладную роль: в России, например, можно учиться, зарабатывать деньги, Россия формирует бюджет, из которого семья получает пенсию, Россия — эмитент вашего загранпаспорта, ей принадлежат аэропорты, через которые вы летите, например, учиться в Каир. Но за пределами этого прикладного подхода, увы, мало что остается. Причина этого в том, что российское государство на части территории Северного Кавказа, по словам Сухова, де-факто объявило «дефолт» по обязательствам, которые традиционно несло, — в сфере образования, здравоохранения и прежде всего в области обеспечения правосудия и правопорядка: