План Перемен

Проект призван инициировать общественную дискуссию об образе будущей России
Основные принципы
Наш взгляд на устройство государства и общества в России.
Этот текст — попытка определить в общих чертах принципы устройства будущей России. Несколько последних лет мы занимаемся политическими и гражданскими проектами и обсуждаем пути развития нашей страны, способы решения проблем, которые мешают ей жить и двигаться вперед. Результаты наших обсуждений приводятся в виде ответов на понятные всем вопросы.
Наши ответы — самое краткое, тезисное изложение позиции по заданным темам
Наши ответы — самое краткое, тезисное изложение позиции по заданным темам; в будущем мы намерены сделать этот текст более подробным, да и сам список вопросов, несомненно, будет расширен и дополнен.

Этот текст не призван подменить собою программу Партии Прогресса. Безусловно, мы будем отстаивать его идеи при подготовке программных документов Партии и других политических объединений, в которых мы будем участвовать. Но мы понимаем, что любой политический документ — результат неизбежного компромисса людей, участвующих в его составлении.

Здесь же мы хотели изложить наши мысли в наиболее чистой и ясной форме. Хотя, должны признаться, согласовать этот текст даже между тремя его авторами оказалось непросто. Надеемся, что эти ответы помогут нашим единомышленникам думать, спорить и решать для себя, какой должна быть Россия будущего.
Государство
1. Нужно ли менять Конституцию?
Действующая конституция России несовершенна. Как можно видеть в последние годы, она позволяет одной из ветвей власти — а именно президентской — узурпировать всю ее полноту. Конституция в нынешнем ее виде оказалась не способной защитить ни демократию, ни право, ни саму себя.

Подготовкой проекта новой конституции должно заниматься специально созванное для этого Конституционное собрание. Основная цель конституционной реформы — сделать сменяемость и подотчётность власти основополагающим принципом и нормой политической.

В процессе реформы необходимо решить три мегапроблемы: как организовать местное самоуправление, как построить реальный федерализм и как конституционно поддержать сильное правительство.
2. Вы выступаете за президентскую или за парламентскую республику?

У модели парламентской республики может быть много преимуществ, но переход на нее в обозримом будущем не представляется реалистичным. Прежде всего, потому, что большинству избирателей не будет понятен такой переход, и они его не поддержат.

Разделение властей и общественный контроль за властью могут быть реализованы и в рамках президентской модели. Для этого необходимы:

  • Сокращение властных полномочий президента с одновременным их перераспределением в пользу парламента и правительства;
  • Снижение порога прохождения в Государственную думу для политических партий, возвращение права выдвижения кандидатов для избирательных объединений и блоков;
  • Ограничение срока пребывания у власти президента и Государственной думы четырьмя годами;
  • Явное и недвусмысленное ограничение права занимать президентский пост двумя сроками, с перерывом или без;
  • Переход к прямым выборам членов Совета Федерации.
3. Как должны строиться отношения между центром и регионами?
Формально оставаясь федерацией, Россия к сегодняшнему дню превратилась в унитарное государство. Необходимо начать движение в обратную сторону — к местному самоуправлению как основе всей структуры власти — и восстановить баланс полномочий федеральной и региональной власти, который сейчас нарушен в пользу центра. России необходим федеративный принцип устройства.

Налоговые поступления и бюджетные полномочия должны быть перераспределены от центра к регионам и муниципалитетам. Необходимо предоставить муниципалитетам и субъектам федерации возможность вести реальную конкурентную борьбу за инвестиции и человеческие ресурсы: для этого нужны гибкость в налоговой политике и более широкие полномочия по принятию местных законов.

Электронная демократия. Мы выступаем за постепенное внедрение прямых демократических процедур с использованием современных технологий. Россия должна стать государством, прозрачным и удобным для граждан, для этого существуют все предпосылки: большое количество талантливых инженеров, высокое проникновение интернета, высокий уровень образования.

Есть ряд разумных идей по реформированию федеральной структуры государства (например, укрупнение регионов), но их доработка и реализация невозможны без широкого публичного обсуждения, которое может произойти только в результате возвращения сменяемости власти и возвращения свободной общественной дискуссии.
4. Что делать с Северным Кавказом?
Это сложный вопрос, на который не существует простого и однозначного ответа. Очевидно одно: нынешняя тактика российских властей, управление Кавказом через коррумпированные и преступные мини-диктатуры, является ошибочной и тупиковой.

Кавказские республики должны жить по законам Российской Федерации — так же, как и остальные регионы России. Процесс возвращения к этим законодательным нормам будет, скорее всего, постепенным и не быстрым. Параллельно с этим необходимо снижать зависимость этих регионов от федеральных дотаций, в том числе за счет большей эффективности расходования региональных бюджетов, борьбы с коррупцией, создания новых рабочих мест.

В ходе такого восстановления будут неизбежно ущемлены интересы влиятельных преступных группировок, которые могут попытаться дестабилизировать ситуацию в регионах. Но альтернативы восстановлению конституционного правопорядка, ликвидации незаконных вооруженных формирований, борьбе с этнической преступностью нет. Вопрос только в скорости и тактике.
5. Крым — это Россия?
Присоединение Крыма было незаконным. Это решение было принято узкой группой лиц, меньше всего заботившихся об интересах граждан России, и сегодня оно слишком дорого обходится экономически и политически. Нарушение международных обязательств, разрушение отношений с Украиной, превращение России в изгоя на международной политической арене — все это противоречит российским интересам.

Тем не менее, это решение невозможно просто взять и отменить. Путь к решению проблемы Крыма лежит через международные переговоры, а ключом к нему является свободное волеизъявление населения Крыма.

Референдум в Крыму 2014 года не может считаться легитимным. Однако решение о судьбе Крыма может принять только народ Крыма.
6. Какой должна быть внешняя политика?
Мы понимаем суверенитет прежде всего как экономическую состоятельность страны, ведущую к достойной жизни для её населения. Внешнеполитическая стратегия должна служить этим задачам.

На взаимовыгодной основе Россия должна сотрудничать с любыми странами Запада и Востока. При этом важным условием внешнеполитической стратегии России должна стать её многовекторность.

Россия должна уделять большее внимание решению международных проблем в многостороннем формате — ООН, другие многосторонние форумы, союзы и ассоциации.

Мы считаем необходимым возвращение России к практике безусловного соблюдения своих международных обязательств, следующих из заключенных Россией двусторонних и международных соглашений.


Для России естественно войти в клуб развитых стран — ОЭСР.

ЕС — важный партнер России, и сотрудничество с европейскими странами — ключевое направление внешней политики.

Необходимо снижение торговых и таможенных барьеров, движение к единому визовому и транспортному пространству на самых важных для России направлениях, прежде всего — европейском.

Стремление России контролировать страны ближнего зарубежья в последние годы привело к значительным финансовым тратам без каких-либо выгод для населения России. Политика мелкого подкупа и задабривания постсоветских элит должна быть прекращена.

Россия — естественный магнит, центр притяжения для стран бывшего Советского Союза. Этому способствуют относительно сильная экономика, распространение русского языка и культуры, совместимость образовательных систем, родственные и дружеские связи. В этой притягательности — источник «мягкой силы» России, который необходимо развивать.

Русская культура и язык — то, что делает нашу страну по-настоящему великой. Россия должна создать и поддерживать сеть центров русского языка и культуры в зарубежных странах, по образцу немецкого Института Гёте или французского Альянс Франсез.

Мы поддерживаем модель ЕАЭС и считаем важнейшей целью России формирование вокруг себя максимально широкой зоны свободного передвижения товаров, капиталов и рабочей силы.

В отношении со странами ближнего зарубежья Россия должна поддерживать те принципы, которые считает правильными для себя:

1. Демократическое политическое устройство;
2. Гражданские свободы и права человека;
3. Открытость экономики и внешней торговли.

7. Какая армия лучше – призывная или профессиональная?
У профессиональной армии много очевидных преимуществ:

  • Снижение социального расслоения: призывная армия это налог на бедных, которые не могут найти способ уйти от армейской повинности. В условиях профессиональной армии солдаты будут получать значительно большие средства, чем служащие по призыву сейчас.
  • Повышение боеспособности вооруженных сил.
  • Снижение бюджетных расходов: согласно многим исследованиям, профессиональная армия оказывается в конечном счете дешевле для общества, нежели призывная.
  • Высокий профессионализм: современная военная техника требует умений и квалификации, которых невозможно требовать от призывников

Уход от практики формального поступления в ВУЗы и коррупционных медицинских услуг, дающих отсрочку от армии.

Переход к современной, высокотехнологичной профессиональной армии является одним из важных механизмов модернизации страны, перехода к социальным стандартам пост-индустриальной эпохи.

В условиях призывной армии, до перехода к полностью профессиональной армии, было бы целесообразно серьезное повышение выплат солдатам-призывникам, что увеличит привлекательность армейской службы и снизит социальное расслоение.
8. Как реформировать правоохранительные органы?
Реальная процессуальная независимость и подотчётность обществу — два главных условия, без которых правоохранительные органы не смогут обеспечить ни общественный порядок, ни безопасность, ни борьбу с коррупцией.

Полиция должны быть разделена на федеральную и местную. Федеральная полиция должна заниматься особенно сложными делами, преступлениями, совершенными в нескольких регионах, организованной преступностью и др. Исходя из практики, 90% преступлений будут находится в зоне ответственности местной полиции.

Задача прокуратуры — поддержание обвинения в суде от имени государства. Нынешняя огромная прокуратура с общими надзорными функциями должна быть упразднена.

Необходимо ввести институт следственных судей, обеспечивающий большую состязательность суда и своевременное решение наиболее болезненных проблем уголовного процесса (сбор доказательств, меры пресечения и так далее).
9. Надо ли менять Уголовный кодекс?
Система уголовного законодательства и в особенности исполнения наказаний сегодня отличается неадекватной жестокостью. Вот список мер, которые позволят начать движение в сторону их гуманизации:
  • Резкое сокращение числа статей УК, по которым возможно заключение под стражу.
  • Резкое расширение сферы применения суда присяжных.
  • Декриминализация мыслепреступлений — отмена 282-й статьи УК («экстремизм»), а также уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств и клевету.
Необходимо движение в направлении отказа от обвинительного уклона и восстановления состязательности уголовного процесса.

Гуманизация системы исполнения наказаний должна начинаться с общественного контроля и реальной защиты прав заключенных.
10. Судей нужно выбирать или назначать?
Судебная система должна стать по-настоящему независимой от исполнительной власти и системы правоохранительных органов.

Решения о назначении судей должны быть переданы от президента органам юридического сообщества.

Необходимо введение двухлетнего карантина для кандидатов в судьи —после работы на госслужбе, в судебной системе или правоохранительных органах.

Мировые судьи должны избираться прямым голосованием граждан на местном уровне.

Практика распределения дел между судьями председателями судов и вмешательства в их работу должна быть полностью ликвидирована. Институт председателей судов должен быть отменен, или председатели должны будут избираться судьями соответствующего суда. Дела между судьями должны распределяться случайным образом.
11. Как отбирать чиновников? И сколько им платить?
Основной принцип кадровой политики— меритократия.

Доходы госслужащих должны быть прозрачны и открыты. Сегодня относительно небольшие оклады дополняются огромным количеством непрозрачных выплат и нематериальных благ. Необходимо отменить льготы для чиновников (бесплатные квартиры, отдельные поликлиники и т. д.), установить высокие конкурентоспособные оклады, ликвидировать волюнтаристскую систему «премий» и «поощрений».

Должна быть ратифицирована статья № 20 Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, которая заставляет чиновников объяснять источники финансирования своих расходов.

В то же время должны быть отменены ограничения, связанные с владением иностранными активами, счетами, видами на жительство (возможно, и с гражданством) других стран, при условии декларирования данной информации.

Необходимо отменить введенный в последние годы запрет на поездки за рубеж для различных категорий госслужащих (сотрудники МВД, судьи и т. д.)
12. Что делать с людьми, виновными в преступлениях нынешнего режима? Нужна ли люстрация?
Создание справедливой политической системы завтра невозможно без привлечения к суду тех, кто совершал преступления вчера. Судьи, следователи, полицейские, чиновники, ответственные за политические преследования, фальсификации выборов, ограничение права на собрания и т. д. должны быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Сроки давности по таким делам должны быть отменены.

Люстрации — то есть ограничениям в праве занимать государственные должности и руководящие позиции в государственных компаниях — должны быть подвергнуты: лица, находившиеся в политическом руководстве страны, начиная с 2011 года, руководители партии «Единая Россия», руководители и главные лица СМИ, ответственных за распространение лжи и пропаганды.

Коррупция — это политическая основа нынешнего режима. Новое общество не может быть построено без гласного расследования коррупционных преступлений политического руководства страны, их окружения и топ-менеджмента госкомпаний. Сроки давности по таким преступлениям должны быть отменены.

Весь корпус госслужащих должен пройти проверку на предмет незаконного обогащения (на основе принципов статьи 20 Конвенции ООН против коррупции).
Экономика
13. На каких принципах должна строиться экономическая политика?
Мы считаем, что есть три базовых принципа: свободная рыночная экономика, социальная вовлеченность и качественный государственный аппарат.

Свободная рыночная экономика — залог экономического роста, который, в свою очередь, ведет к повышению уровня жизни и благосостояния страны.

Социальная вовлеченность (или инклюзивность) — способность экономической и социальной системы по максимуму учитывать интересы всех членов общества. Этот принцип подразумевает стремление общества и, как следствие, государства обеспечить гражданам равные возможности, независимо от благосостояния, пола, расы, обстоятельств рождения. Это касается в том числе доступа к образованию, здравоохранению, инфраструктуре, правовой и судебной защите. В понятие социальной вовлеченности входит и обеспечение минимального социального стандарта жизни. В последние годы в России неуклонно росла социальная поляризация, этот процесс необходимо остановить и повернуть вспять.

Без качественного (то есть меритократического и свободного от коррупции государственного аппарата) невозможно проведение экономической политики в интересах всего населения страны, а не в интересах узкой околовластной прослойки. В мире не существует примеров успешной экономики без качественного, профессионального государственного аппарата.
14. Ваши приоритеты в области макроэкономики?
Денежная политика, построенная на современных финансовых принципах, в т. ч. инфляционное таргетирование. Мы считаем, что достичь инфляции в 3−4% в год вполне возможно в течение нескольких лет.

Одной из мер по снижению инфляции должно быть формирование тарифов естественных монополий по принципу «инфляция минус 2−3 процента».

Отсутствие прямого кредитования предприятий за счет средств Центрального банка или золото-валютных резервов.

Мы против искусственного завышения или занижения курса национальной валюты.

Низкий государственный долг — большой ресурс финансирования социальных и экономических реформ, инвестиций в инфраструктуру. Увеличение госдолга с текущих 13% до 50% не будет угрозой макроэкономической стабильности. Вопрос в том, как эффективно и прозрачно их потратить. В частности, за счет долга можно профинансировать переход на накопительную пенсионную систему, улучшение транспортной инфраструктуры.
15. Что делать с экономическим регулированием?
Регулирование деловой активности в России на сегодняшний день избыточно, его уровень должен быть снижен. Возможные меры в этой области:

  1. Замена контроля бизнеса со стороны различных проверяющих органов требованием приобретения страховки от ответственности за возможный ущерб в ходе деятельности.
  2. Создание органа (возможно, независимого от правительства), который будет анализировать законодательство в области регулирования экономики с точки зрения затрат и выгод и вырабатывать меры по отмене и упрощению регулирования.
  3. Техническое регулирование в России страдает теми же болезнями, что и регулирование в других областях – устаревшие правила и нормы, существующие для сбора ренты коррумпированными чиновниками.

Необходимо рассмотреть возможность принять стандарты ЕС в разных отраслях, и не требовать дополнительной сертификации, если продукт соответствует стандартам ЕС (особенно важно это для продукции, которая в России не производится, например, фармацевтической).
16. Как регулировать внешнюю торговлю?

    Протекционизм — тупиковое направление экономической политики. Долгосрочным интересам общества и экономики соответствует снижение торговых и таможенных барьеров.

    Снижение экономических барьеров должно быть плавным. В результате либерализации внешней торговли растет общий экономический пирог, но отдельные группы населения могут пострадать. В результате снижения пошлин и других барьеров необходимо учитывать интересы россиян, занятых в соответствующих отраслях. Определённая доля экономических выгод от принимаемых мер по либерализации должна направляться на компенсацию потерь затрагиваемым работникам (переобучение, пособия, мобильность). Поддержка должна оказываться только сотрудникам, но не компаниям или их владельцам.

    ВТО — важный инструмент либерализации внешней торговли, соблюдения единых правил защиты прав экономических субъектов. Россия должна стремиться заключать многосторонние соглашения, направленные на снижение торговых барьеров.

    Таможня сегодня — один из самых больших источников поступлений в бюджет и вместе с тем непрозрачная, неэффективная и коррумпированная область регулирования. Для реформирования таможни необходимо:

    1. Упрощение внешнеторгового регулирования и администрирования;
    2. Повышение прозрачности таможенного обслуживания;
    3. Снижение возможностей для коррупции.
    Мы верим в творческие и предпринимательские способности россиян. Российский бизнес, освобожденный от излишнего государственного вмешательства и коррупционной ренты, способен конкурировать на международном рынке и не нуждается в протекционистских ограничениях.
    17. Какой должна быть антимонопольная политика?
      Современное общество невозможно без рыночной экономики и, как следствие, конкурентных рынков.

      Противопоставление государства рынку — ложно. Государство должно осуществлять эффективное регулирование рынков для того, чтобы их участники могли взаимодействовать свободно и уверенно, исходя из понятных для всех правил. Такое регулирование должно быть сведено к необходимому минимуму прозрачных правил.

      Государство должно защищать капитализм, то есть свободу рыночных отношений, а не капиталистов; защищать конкуренцию, а не приближенных к власти бизнесменов или других крупных собственников.

      Необходимо защищать сотрудников, которые теряют работу в результате изменений на рынке или неэффективного управления компаниями. Защищать людей, но не отдельные компании и отрасли.

      Государство должно проводить планомерную политику по повышению географической мобильности населения. Искусственные барьеры для переезда из региона в регион (прописка, регистрация) должны быть устранены, а возможности поиска работы, временного жилья в других регионах — облегчены.

      Российская экономика слишком монополизирована, как следствие излишних административных барьеров и коррупционной ренты, необходимо искоренение «капитализма для своих». Демонополизация также будет происходить в ходе постепенного снижения чрезмерного присутствия государства как собственника в экономике.
      18. Как улучшить корпоративное управление?
      Вопросы корпоративного управления касаются прежде всего крупных публичных компаний.

      Мы видим крупные частные российские компании, которые эффективно управляются и планомерно увеличивают акционерную стоимость. В то же время таких компаний, контролируемых государством, практически не существует.

      В России практически отсутствует класс публичных компаний, который доминирует в мировой практике — компании, где нет контрольного или доминирующего акционера, а акционерное владение распылено.


      Анализ российских бизнес-практик указывает на то, что если бы такие компании появились (например, в ходе приватизации госкомпаний), то они, скорее всего, стали бы заложниками коррумпированных инсайдеров и менеджеров.

      Управление госкомпаниями можно значительно улучшить, если избавиться от дирижизма, и удалить политическую влияние на их деятельность.

      Путь к этому — управление госкомпаниями, исходя из цели повышения долгосрочной стоимости, и внедрение современных международных корпоративных практик.

      Целесообразным является выделение госкомпаний в особый фонд, который управлялся бы прозрачно и находился бы вне сферы влияния правительства.

      Бизнесмены в России часто предпочитают использовать иностранное право для закрепления акционерных и контрактных отношений. Государство не должно чинить в этом препятствий, а российские юрлица должны иметь возможность заключать договора между собой по иностранному праву. Это импорт более совершенных юридических практик, который идет на пользу экономике.

      19. Как управлять государственными компаниями?
      Государственное присутствие в экономике чрезмерно, и должно планомерно сокращаться.

      Приватизация полезна лишь когда она рассматривается большинством населения как свободная и справедливая, в противном случае, чувство несправедливости в широких слоях населения приведет к вероятному политическому реваншу, который выразится в мерах по обращению вспять проведенных реформ.

      В настоящее время быстрая приватизация крупных госкомпаний не может быть поддержана большинством населения.

      Качество управления госактивами, прежде всего госпакетами в крупных компаниях, можно повысить, для этого есть стандартные международные рецепты.

      Госпакеты в крупных компаниях, а также, возможно, и другие госактивы, стоит собрать в отдельный фонд, управление которым должно быть отделено от текущей деятельности правительства и не подвержено политическому влиянию.

      В то же время, государство владеет множеством (более 10 тысяч) небольших и средних компаний и долей в них. Их можно приватизировать быстрее, так как эффективно управлять таким большим количеством объектов невозможно.
      20. Надо ли реформировать налоговую систему?
      Государство должно лучше информировать граждан о налогах, которые они платят. Это относится и к подоходному, и к социальным налогам. Это повысит мотивацию влиять на то, как государство тратит собираемые с граждан налоги, через участие в выборах, большую политическую и гражданскую активность. В частности, было бы правильным на ежегодной основе присылать каждому гражданину справку о сумме уплаченных им налогов.

      Общим направлением налоговой реформы должно быть снижение регрессивности системы налогов и сборов — когда менее обеспеченные люди платят в бюджет больший процент своих доходов, чем более обеспеченные.

      Плоская шкала подоходного налога — отличная реформа 2000-х, которая позволила вывести из тени большую часть теневой выплаты зарплаты.

      У прогрессивной ставки подоходного налога есть свои плюсы, но её введение не является для нас приоритетом: её недостатки (сложное администрирование, уход выплат зарплат в теневую зону) пока что перевешивают преимущества.

      В среднесрочной перспективе возможно повышение ставки подоходного налога до 15−20%.

      Налог на недвижимость — хорошее средство пополнения местных бюджетов. Тем не менее, при внедрении налога или существенном повышении его ставки необходимы компенсационные меры для малообеспеченных граждан.
      21. Как развивать инфраструктуру?

        Россия может себе позволить современный европейский уровень инфраструктуры — дороги, аэропорты, вокзалы и поезда того качества, которые является стандартным для европейских стран. Источники финансирования:

        1. Сокращение коррупции и неэффективных бюджетных расходов;
        2. Сокращение расходов на оборону и силовые структуры;
        3. Разумное увеличение госдолга.
        Привлечение частных инвесторов для инвестиций в инфраструктуру в ближайшем будущем вряд ли целесообразно: стоимость финансирования будет выше, чем у государства, доверие к государству низкое, риски будут заложены в тарифы.

        Должна ли инфраструктура быть платной — отдельный вопрос. Сначала надо построить дороги, а потом думать, взимать ли за них плату, как, например, во Франции, или оставить бесплатными, как в Германии.
        22. Как регулировать рынок труда?
          Экономика не может расти без гибкого рынка труда.

          Формально в России уволить сотрудника сложно и дорого, но на практике это довольно просто. Нужно привести практику в соответствие с законом (и наоборот). Как можно больше вопросов должно решаться совместно работником и работодателем в рамках трудового договора, а не регулироваться жесткими нормами Трудового кодекса.

          Стоит рассмотреть вопрос увеличения минимальной ставки почасовой и помесячной оплаты:

          · Эта мера уменьшит чрезмерное неравенство в доходах, выведет миллионы людей из нищеты;

          · Повышение стоимости труда повысит мотивацию инвестировать в повышение его производительности;

          · Правила должны распространяться в том числе и на работников бюджетной сферы, что поможет решить проблему низких зарплат в образовании и здравоохранении;

          · Как любое регулирование, это окажет негативное воздействие на экономический рост, и возможно, выдавит часть рынка труда в тень.

          При правильном выборе ставки оплаты труда преимущества перевесят недостатки этой меры.

          Государство должно создать такие условия, про которых семья из двух работающих человек с зарплатой немного выше средней имела бы возможность приобрести достаточное для проживания жилье с помощью ипотеки. Для выполнения этой задачи могут быть использованы различные виды государственной поддержки.

          23. Как реформировать пенсионную систему?

            Долгосрочную финансовую стабильность пенсионной системы в условиях старения населения и увеличения продолжительности жизни может обеспечить лишь накопительная система, при которой пенсии финансируются из индивидуальных накоплений, а не из бюджета и текущих налогов.

            При реформе пенсионной системы встает проблема «двойного бремени» — работающие должны откладывать себе на пенсию в накопительной системе и, кроме этого, финансировать текущую выплату пенсий. Решение проблемы «двойного бремени» возможно за счет следующих мер:

            • Перевод значительной части госактивов в Пенсионный фонд/Фонд национального благосостояния;
            • Финансирование за счет текущих доходов бюджета;
            • Госзаимствования.

            Текущая система отчислений регрессивна — чем больше человек зарабатывает, тем меньший процент у него забирают в виде отчислений. Это не самый эффективный способ. Разумно было бы снизить регрессивность, а в идеале ввести плоскую ставку, которая применялась бы ко всем доходам без ограничений, но понизить ее номинальный размер с текущих 22% до более низкого уровня.

            Сегодня базовая стратегия для участников накопительной пенсионной системы, не выбравших негосударственный пенсионный фонд («молчуны»), слишком консервативна и не обеспечивает даже защиты средств от инфляции.

            Базовая стратегия должна включать в себя определенную долю диверсифицированных вложений в акции и вложения в инструменты с фиксированной доходностью корпоративных эмитентов; кроме того, средства «молчунов» можно передавать в управление негосударственным пенсионным фондам.

            Необходимо реформировать систему предоставления специальных пенсий — силовикам, судьям, другим категориям граждан. Сейчас система пенсий по выслуге лет абсолютно непрозрачна, она создает дополнительную нагрузку на пенсионную систему и способствует расслоению общества, выделяя касту «чиновников и силовиков», отличающихся от «простых людей».

            Общество
            24. Что вы думаете о российской истории XX века?
              Развитие гражданского общества, народовластия, свободного политического представительства — далеко не главные сюжеты российской истории последнего века. Несмотря на то, что в настоящее время гражданские и политические свободы сворачиваются или уже свернуты, последние 25 лет существования России — самые свободные 25 лет за всю ее историю. Мы уверены, что движение к свободе продолжится в ближайшем будущем.

              Эпоха большевистского правления — трагический этап истории России. Дорога к нему была проложена царизмом: власть устранилась от разрешения противоречия между абсолютной монархией и меняющимися обществом и экономикой. Это важный исторический урок: развитие России невозможно при абсолютной неограниченной власти, ни 100 лет назад, ни сейчас. Отсюда вытекает необходимость изменения конституции, чтобы сделать концентрацию власти в одних руках невозможной.

              В основу большевизма изначально были заложены принципы диктатуры и террора, идеи превосходства одних групп населения над другими, антигуманизм и отрицание свободы личности. Мы безусловно осуждаем «большевизм», «ленинизм», «сталинизм» и считаем действия сталинского режима преступлениями против человечества.

              За годы советской власти России удалось достичь значительных успехов во многих областях науки, искусства, технологий, причина тому — безграничный талант и огромный творческий потенциал российского народа. Однако коммунистический режим не позволил создать на базе этого потенциала общество всеобщего благосостояния и прогресса.

              Варварские методы эксплуатации населения, массовые репрессии в советское время не могут быть оправданы их якобы целесообразностью, интересами экономического развития страны. Идея об их необходимости и неизбежности — ложная. Россия, развивающаяся на демократических и рыночных принципах в XX веке достигла бы более значительных успехов, не жертвуя миллионами человеческих жизней.

              Период позднего застоя, который для многих выглядит сейчас привлекательным и отчасти является образцом для нынешней власти, также не может служить примером для подражания — именно тогда расцвели коррупция, непотизм, кумовство, цинизм и двойные стандарты, отсутствие идеалов и моральный кризис; а холодная война порождала в глобальных масштабах атмосферу ненависти, которая отравила умы целого поколения людей.

              Развал СССР — не «крупнейшая геополитическая катастрофа», а логическое следствие действий советской власти; виновник развала СССР — не внешние силы, а КПСС и партийная номенклатура, поставившие сохранение личной власти выше интересов граждан страны.

              Мы не отступим от наших взглядов на историю, однако в политической деятельности считаем более важным фокусироваться на будущем, на строительстве нового российского государства, а не спорить по поводу исторических событий.
              25. Как вы относитесь к приватизации 90-х годов?
                Быстрая приватизация большой части государственных активов в 90-е годы привела к созданию узкой прослойки крупных собственников, оставив у большинства граждан России чувство острой несправедливости. Приватизация сопровождалась значительным количеством нарушений закона, но даже там, где формально нарушений не было, ее скорость и методы проведения были нечестными и несправедливыми по отношению к подавляющему большинству населения, лишенному возможности участвовать в распределении государственной собственности.

                Наиболее ярким примером этого стали так называемые «залоговые аукционы». Ощущение несправедливости произошедших перемен мешает рыночным реформам получить поддержку большинства населения, что не может не тормозить экономическое развитие страны.

                Образовавшийся в ходе приватизации крупный капитал, обладавший значительными финансовыми ресурсами, постепенно сращивался с коррумпированными госчиновниками, результатом чего стало построение олигархической структуры экономики. Она характеризуется монополизацией, лоббированием в узкокорпоративных интересах, излишним регулированием, коррупцией в судебной и правоохранительной структурах.

                Олигархи сначала сами занимались присвоением рентных финансовых потоков, а затем были потеснены силовиками и коррумпированными чиновниками и стали делить ренту в симбиозе с ними. Демонтаж олигархической экономической системы — одна из главных задач грядущего этапа развития России.
                26. Как сделать СМИ свободными и независимыми?
                  К сегодняшнему дню все крупные СМИ в той или иной степени поставлены под контроль государства. Из средств массовой информации они превратились в инструменты агрессивной пропаганды. Фактически в России введена цензура.

                  Объективность СМИ невозможна без политической конкуренции и общественного контроля за медиа, находящимися под государственным контролем. Мгновенная приватизация крупных медиаактивов может привести к их захвату группами влияния с узкими частными интересами, как это произошло в 90-е. Ключом к их независимости и объективности должны стать инструменты общественного контроля.

                  СМИ — это специфический бизнес, обслуживающий общественные интересы. Независимым изданиям тяжело выдерживать конкуренцию с большими СМИ, которые содержатся олигархическими кланами. Мы считаем опасной для общества ситуацию, когда, например, «Газпром» владеет одновременно телекомпанией НТВ, радиостанцией «Эхо Москвы» и другими крупнейшими медиаактивами. Мы считаем целесообразным введение ограничений на владение СМИ для финансово-промышленных групп и крупных бизнесменов.
                  27. Что делать с миграцией?
                    Россия переживает сейчас отток человеческого капитала: взрослые самостоятельные люди с хорошим образованием и профессиональными навыками уезжают из страны, а приезжают в нее в основном люди низкой квалификации, часто плохо владеющие русским языком.

                    В условиях снижения численности населения иммиграция может стать источником экономического роста, но лишь при условии продуманной иммиграционной политики, способной свести к минимуму связанные с миграцией социальные проблемы.

                    Общие соображения:

                    1. Безвизовый режим со странами Средней Азии отрицательно влияет на рынок рабочей силы в России и создает неконтролируемые миграционные потоки.
                    2. Все неграждане, легально находящиеся в России, должны иметь доступ к услугам здравоохранения (бесплатные или за счет обязательной страховки) и среднего образования.
                    3. Трудовые и гражданские права иммигрантов должны быть гарантированы государством (борьба с рабскими условиями, отъемом паспортов и т.д.).
                    4. Необходим простой и понятный способ получения гражданства для тех, кто живет в России, например, по факту постоянного проживания в течение длительного времени. Например, как в Великобритании: прожил в стране легально 6 лет – имеешь право на получение гражданства.
                    5. Необходима понятная и простая процедура получения рабочей визы.
                    6. Если общество не принимает массового притока мигрантов с ярко выраженным иным укладом жизни, без знания языка, с низким уровнем культуры, разумные политики должны транслировать это в практические решения, и соответствующим образом регулировать миграционные потоки.
                    Для привлечения квалифицированных иммигрантов целесообразно ввести систему баллов, подобную действующим в Канаде и Австралии: они начисляются за образование, профессиональные навыки, владение русским языком.
                      28. Россия для русских?
                        Ни один разумный политик в XXI веке не может говорить о том, что какая-либо национальность или религия — лучше, выше, достойнее других. Для нас это безусловно неприемлемо.

                        Россия – для граждан России. Наш национализм:

                        1. Это забота о благе Родины и граждан России:
                        2. Чувство собственного достоинства каждого жителя России, а не строительство геополитических химер во имя абстрактных государственных интересов.
                        3. Модернизация и развитие, а не архаика и консерватизм.
                        4. Международное сотрудничество в сообществе свободных наций, а не разделение мира на сферы интересов и культивирование чувства национального превосходства и ксенофобии.
                        5. Государство, подотчетное гражданам и заботящееся об их интересах, а не вечные властные кланы, строящие систему управления страной на лжи и воровстве.
                        6. Гражданские свободы и права человека.
                        Русская культура и русский язык — это то, на чем строится наша национальная идентичность. Государство должно заниматься их поддержкой, развитием и распространением.

                        Мы понимаем, что у русского этноса есть специфические проблемы — от разделённости между разными государствами до многолетней алкоголизации страны, но решение этих проблем не должно и не будет ущемлять права и интересы других наций Российской Федерации.