План Перемен

Проект призван инициировать общественную дискуссию об образе будущей России
База знаний | Дизайн политических институтов
Возможна ли трансформация политических институтов в России в сторону демократизации, как изменились институты гражданского общества за последние несколько лет, какие вызовы стоят перед сложившейся в нашей стране политической системой.
Дизайн политических институтов
Transformation Index BTI 2016. Russia Report.
BertelsmannStiftung, 2016
Данный индекс показывает эффективность трансформации стран с недемократическими режимами в сторону демократического строя и современной рыночной экономики. Этот индекс оценивает качество политических и экономических институтов, прослеживая их трансформацию, а также предлагает рейтинг, учитывающий и комбинирующий качественные оценки с количественными показателями развития демократии. В докладе о России упоминается глубокий экономический кризис, связанные в первую очередь с глубокими недостатками политических и экономических институтов, которые нуждаются в трансформации. Также в докладе даются советы касательно внутренних и внешних условий проведения подобных трансформационных процессов.
Дизайн политических институтов
«Политические институты: блокирование или продвижение инноваций», Розенберг Д. Я. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2012.
На основе анализа процесса производства инноваций через призму теорий институционального дизайна и рационального выбора Д. Балалаева показывает, что при сохранении нынешнего институционального дизайна, работающего на поддержание status quo, инновационная система России развиваться не будет. Для того чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, необходимы социально-экономические изменения, которые повлияют на изначальное распределение власти в обществе и в итоге — на предпочтения элит. С точки зрения автора, данный процесс могут ускорить коллективные действия со стороны гражданского общества, и в первую очередь российских ученых, направленные на защиту авторских прав и повышение статуса науки в обществе.
Дизайн политических институтов
«Россия до и после политического кризиса 2011−2012 гг.: факторы спроса на демократические институты.», Рощина Я. М. Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, 2014, стр. 166−179
В исследовании на основе данных РМЭЗ-ВШЭ за 2012 г. рассматривается спрос на демократические институты. Сделан вывод о том, что рост уровня образования, доходов и институционального доверия позитивно влияет на важность для респондента наличия свободной прессы, оппозиции, свободы слова и защиты прав меньшинств.
Дизайн политических институтов
«Политическое развитие России. 2014−2016: Институты и практики авторитарной консолидации», Кынев А. В., Качкаева А. Г., Панеях Э. Л., Рогов К. Ю. Фонд «Либеральная миссия», 2016
Настоящий доклад подготовлен авторским коллективом в рамках проекта фонда «Либеральная Миссия» и ставит своей целью проанализировать основные тенденции политической и институциональной эволюции России на протяжении 2014 — первой половины 2016 г. В докладе представлены анализ изменения институтов гражданского общества за последние три года, а также обзор основных политических институтов и властных структур. Работа дает понимание об условиях и политической конъюнктуре, в которой должен происходить политический инжиниринг, и указывает на основные препятствия и проблемы на пути к новым более совершенным политическим институтам.
Дизайн политических институтов
"Building more effective, accountable, and inclusive institutions for all", Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 2015
В данной работе подробно объяснены общие методологии и теоретически обоснованные научные подходы к построению эффективных инклюзивных политических институтов. Авторами использованы общие фрэймворки, которые безусловно необходимо дополнять, исходя из особенностей структуры власти и общественно-политического устройства, при осуществлении политики трансформации институтов власти. К числу рекомендаций относятся увеличение открытости и прозрачности всех процессов, связанных с политикой, а также борьба именно с коррупцией, а не с коррупционерами. Приведена статистика по странам по показателям открытости и доступности информации, а также о наличии конфликтов интересов в институтах власти.
Дизайн политических институтов
«2015: завершение перехода от „мягкого авторитаризма“ к более жесткому», Мария Липман, Николай Петров, Журнал «Контрапункт», 2016

В 2015 г. в России происходило усиление авторитарных тенденций, начавшееся еще в 2014-м: переход от «мягкого» авторитаризма предшествующего периода к более жесткому, а также от корпоративно-олигархического режима к режиму личной власти. Основные изменения рассмотрены в соответствии с базовыми признаками авторитаризма:

  1. сосредоточение власти в руках одного человека или группы;
  2. монопольный контроль правящей группы над политикой;
  3. унитарные формы государства с жесткой централизацией власти;
  4. опора властей предержащих на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению;
  5. обширный государственный сектор в экономике и государственный контроль в целом;
  6. отчуждение граждан от политики;
  7. осуществление цензуры СМИ;
  8. опора режима на поддержку большинства общества, популизм и культивирование патернализма.
Основываясь на политической аналитике, автор описывает условия, в которых должно происходить политическое реформирование.
Дизайн политических институтов
«Факторы режимных трансформаций и типы государственной состоятельности в посткоммунистических странах», А. Ю. Мельвиль, Д. К. Стукал, М. Г. Миронюк, Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2011. № 04
Данный препринт опирается на материалы двух исследовательских проектов, осуществленных в 2010—2011 гг. Лабораторией качественных и количественных методов анализа политических режимов при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ «Анализ режимных изменений в современном мире: новые демократии и/или новые автократии» (ТЗ-9.3) и «Анализ факторов развития и упадка государственности в социалистических и постсоциалистических странах Европы и Азии второй половины ХХ — начала ХХI вв. с помощью количественных и качественных методов (включая QCA, Qualitative Comparative Analysis)» (ТЗ-47.0). Препринт посвящен изучению факторов, влияющих на трансформации политических режимов на посткоммунистическом пространстве. В центре исследований — относительная значимость структурных («объективных») и процедурных (актор-ориентированных) факторов, а также факторов, связанных с государственностью и государственной состоятельностью. Выводы исследования опираются на результаты применения методов многомерного статистического и качественного сравнительного анализа.
Дизайн политических институтов
"Contrasting Approaches to Political Engineering: Constitutionalization & Democratization", Philippe C. Schmitter, European University Institute, 2001
В статье предлагается объяснение того, что такое дизайн политических институтов и политический инжиниринг с точки зрения политической науки. Рассмотрены кейсы успешного применения таких инструментов и выделены главные характеристики, присущие странам, успешно использовавшим политическую инженерию. В статье делается упор на рассмотрение посткоммунистических стран, что делает ее еще более актуальной для России. Несмотря на то что статья написана в 2001 году, в ней остается много актуальных на сегодняшний день теоретических научно обоснованных аспектов, которые помогут проводить политику трансформации институтов.
Дизайн политических институтов
"Elections Under Authoritarianism", Jennifer Gandhi and Ellen Lust-Okar, Annual Review of Political Science, 2009
В данной статье авторы концентрируют внимание на институте выборов при авторитарном режиме. Выявлены характерные признаки, присущие выборам в условиях авторитаризма, а также показаны негативные последствия для общества. В отличие от многих других, статья дает представление об авторитарных выборах на микро-уровне.