План Перемен

Проект призван инициировать общественную дискуссию об образе будущей России
База знаний | Здравоохранение
Система здравоохранения в России сегодня находится в упадке. Качество медицинских услуг не соответствует мировым стандартам, доступ к лекарствам и квалифицированной помощи для многих слоев населения затруднен. Предпринимавшиеся в последние годы попытки реформирования оказались контрпродуктивными. Очевидно, что для нормального функционирования общества и его дальнейшего развития необходимо создавать современную и эффективную систему здравоохранения.

В данном разделе представлены материалы, посвященные анализу различных аспектов работы здравоохранения в России и перспективам его реформирования.
Система здравоохранения
«Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы»
С. В. Шишкин, И. М. Шейман, А. А. Абдин, С. Г. Боярский, С. В. Сажина, доклад НИУ ВШЭ, 2017
В докладе анализируются ключевые изменения, происходившие в сфере здравоохранения за последние годы. В качестве основного направления деятельности в условиях прекращения экономического роста выделяется поиск сценария для повышения эффективности медицинской помощи, который бы не задействовал такие меры как сокращение кадров, учреждений и коечного фонда, за счет которых в последние годы предпринимались попытки повышения эффективности здравоохранения и повышения оплаты труда.

Отмечается, что политика сокращения не принесла значимых результатов в преодолении структурных проблем — относительно высокие объемы стационарной помощи и перекос врачебных ресурсов в сторону стационара в ущерб амбулаторной помощи — устранение которых и предлагается как одно из приоритетных направлений политики в сфере здравоохранения.

Среди успешных изменений выделяется реформа ОМС и уменьшения государственного финансирования в этой сфере, а ухудшение финансовой ситуации в медицинских учреждениях связывается в первую очередь с повышением стоимости медицинских препаратов, материалов и оборудования на фоне ослабления рубля. Отдельно отмечается неготовность медицинского персонала к переходу на эффективный контракт. В качестве главного приоритета политики в сфере здравоохранения рассматриваются внедрение новых медицинских и информационных технологий, укрепление кадрового потенциала и формирование интегрированного здравоохранения.

В среднесрочной перспективе рекомендуется создавать условия для инвестиций в новые био- и информационно-медицинские технологии. Среди финансовых рекомендаций можно выделить развитие страховых принципов финансирования
здравоохранения и внедрение мер по повышению прозрачности системы ОМС.
Система здравоохранения
«Здравоохранение в России»
Росстат, статистический сборник, 2015
В сборнике представлены основные показатели, характеризующие развитие здравоохранения в Российской Федерации: статистические данные по демографии, условиям жизни, состоянию здоровья и заболеваемости населения, деятельности организаций в сфере здравоохранения, кадрам, а также по основным экономическим показателям в сфере здравоохранения.
Система здравоохранения
«Взгляд на перспективы развития рынка частных медицинских услуг в РФ в 2017—2019 гг.» Исследование КПМГ, 2017
Исследование посвящено российскому рынку коммерческой медицины. На основе анализа
современной ситуации на рынке и прогноза относительно макроэкономической ситуации и государственной политики в сфере здравоохранения, делается вывод относительно ключевых тенденций на рынке частных медицинских услуг в России в ближайшие несколько лет.

Прогнозируется устойчивый рост рынка коммерческой медицины с уменьшением доли
теневого сектора. Ожидается, что экономика в 2017 году выйдет из рецессии, но темпы роста в ближайшие годы останутся низкими. При этом прогнозируется, что рост цен в здравоохранении будет превосходить индекс потребительских цен, что будет сдерживать резкое увеличение спроса на коммерческую медицину.

Из-за снижения доступности медицинских услуг в рамках ОМС и сокращением страхового покрытия ДМС, будет расти доля легальной коммерческой медицины. Рост сегмента ДМС не ожидается из-за его перенасыщения, поскольку в отсутствие экономического роста маловероятен приток крупных корпоративных клиентов. Рост ЛКМ ожидается за счет притока самозанятых граждан, которым могут ограничить доступ к ОМС (впрочем, до 2019 года это маловероятно), также фактором роста может стать въездной медицинский туризм, благоприятные условия для которого созданы снижением курса рубля, и развитие информационных технологий (например, «Яндекс.Здоровье»).
Система здравоохранения
«Проблемы перехода на подушевой принцип оплаты первичной медико-санитарной помощи»
И. М. Шейман, НИУ ВШЭ, 2017
В статье рассматривается государственная политика в отношении способов оплаты первичной медико-санитарной помощи в системе ОМС. Обосновывается необходимость перехода от оплаты посещений врачей к подушевой оплате первичной медико-санитарной помощи исходя из того, что в России завышен объем посещений, на которые дробится лечебный процесс, и которые нуждаются в оплате. Подвергаются анализу и оцениваются последние нормативные документы по данному вопросу.

Предлагаются альтернативные подходы, направленные на сдерживание затрат и усиление профилактической направленности деятельности поликлиник, в том числе метод фондодержания, который позволяет создать более качественное медицинское обслуживание за счет того, что поликлиники, перешедшие на полное фондодержание, идут на риски, основной из которых — не получить прибыль в результате
расчета со стационарными учреждениями, что заставляет их лучше работать с диагностикой и профилактикой заболеваний.

Рассматривая возможные риски фондодержания, автор предлагает к обсуждению методы их демпфирования, в частности использование конечных результатов лечения для оценки поликлиник-фондодержтелей. В качестве возможного варианта изменения метода планирования амбулаторной помощи в статье предложен переход от планирования посещений врачей к планированию, исходящему из численности обслуживаемого населения, нормативов расходов на одного жителя и показателей результатов
деятельности поликлиник. В заключение автор приводит алгоритм перехода на подушевой метод оплаты первичной медико-санитарной помощи.
Система здравоохранения
"The Health Workforce of the Russian Federation in the Context of the International Trends"
Christopher Gerry, Igor Sheiman, National Research University Higher School of Economics
В статье исследуется несоответствие в сфере здравоохранения в России: несмотря на высочайшее количество терапевтов в мире, система испытывает нехватку в них. Приводится несколько факторов, повлиявших на эту ситуацию. Первый фактор — восприятие терапевта как универсального врача, дешевого и эффективного, что выливается в подготовку и применение именно терапевтов даже в тех случаях, когда проблемы могут быть решены другими средствами. Второй — структурные диспропорции, основная из которых — небольшое количество провайдеров медицинской помощи. Этот фактор вызывает рост спроса на терапевтов. Третий —в России не реализован тренд на разделение функций между терапевтами
и младшим медицинским персоналом. Четвертый фактор — отсутствие системы переподготовки и повышения квалификации терапевтов, что также влияет на их численность.

Соответственно, в качестве сценария устранения этих факторов предлагается реформа системы оплаты труда терапевтов, построение системы профессионального развития и создание условий для разделения труда между терапевтами и другим медицинским и немедицинским персоналом.
Система здравоохранения
«Изменения в деятельности страховых медицинских организаций в новой системе
ОМС»
С. В. Шишкин, С. В. Сажина, Е. В. Селезнева, научно-практический журнал «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации», № 5, 2015, стр. 32−38
Статья представляет собой краткий обзор большого количества данных относительно
деятельности страховых медицинских организации (СМО) в новой системе ОМС.
Анализируется соответствующее законодательство, а также приводятся статистические данные и результаты опросов. В качестве основного вывода утверждается, что страховые медицинские организации, которые при старой системе ОМС являлись скорее пассивным посредником, участвующим в финансовом наполнении конкретных медицинских учреждений, то при новой системе у СМО появились реальные функции. В качестве одной из таких функций выделяется планирование объемов медицинской помощи.

Авторы приводят опросы представителей СМО, которые свидетельствуют о росте участия СМО в комиссиях по определению объемов медицинской помощи. Второе направление, в котором СМО увеличили свою деятельность — это участие в контроле качества медицинской помощи. В итоге авторы делают вывод, что роль СМО в системе ОМС повышается, но пока преждевременно говорить об их определяющей
деятельности.
Система здравоохранения
«Российская смертность в свете потребления алкоголя»
Александр Немцов, «Демографическое обозрение»,
НИУ ВШЭ, 2015, № 4, с. 111−135
Статья, посвященная государственной политике в сфере регулирования потребления алкоголя в целях снижения уровня смертности. Анализируются в первую очередь третий случай направленной антиалкогольной кампании в России, который начался в 2004 году. В связи с этой кампанией было зафиксировано снижения уровння смертности, предпосылки которого были заложены в 2000 году с созданием Росспиртпрома (РСП) и антипивной кампанией, а с 2009 г. дело РСП продолжило Росалкогольрегулирование (РАР).

Отмечается, что деятельность этих организаций была направлена, в первую очередь, на банкротство сотен предприятий алкогольной промышленности, что принесло нестабильность на алкогольный рынок, и могло стать причиной снижения потребления алкоголя и смертности. Также отмечается, что несмотря на снижение смертности, хаотичные действия государства, направленные в первую очередь на вытеснение с алкогольного рынка малого и среднего бизнеса, не принесли ни оздоровления отрасли, ни однозначного снижения смертности. На снижение смертности, как отмечает автор, мог также повлиять и экономический кризис (в большей степени). Также регулирования, привнесенные на рынок антиалкогольной кампанией, вызвали рост потребления нелегального алкоголя.

Делается предположение, что целью кампании изначально было не снижение смертности, а наполнение бюджета, в пользу чего говорит и тот факт что в 2016 году РАР перешло в подчинение министерства финансов. Среди причин провала антиалкогольной кампании указывается неквалифицированное руководство, отсутствие научной разработки алкогольной политики, бедность населения, недоучет того, что алкоголь входит в сферу потребностей большой части населения, а также мощная коррупционная составляющая.
Система здравоохранения
«Смертность от болезней системы кровообращения и продолжительность жизни в России»
Анатолий Вишневский, Евгений Андреев, Сергей Тимонин, «Демографическое обозрение», НИУ ВШЭ, 2016, № 1, с. 6−34
В статье рассматривается высокая преждевременная смертность от болезней системы
кровообращения, которая полагается одной из главных причин отставания России от развитых стран по продолжительности жизни. Также приводится анализ состояния борьбы с указанной смертностью в регионах. Отмечается, что несмотря на снижение смертности от болезней системы кровообращения (БСК), в некоторых возрастных группах коэффициенты смертности превышают аналогичные за 1970 год. Авторы указывают, что структура смертности от конкретных БСК в России отличается от таковых в странах с наиболее низким уровнем смертности от БСК, при этом многие из них характеризуются низким возрастом смерти.

Также утверждается, что статистика по БСК в России достаточно ненадежна из-за неточностей в диагностики, а также в кодировании причин смерти. Указывается, что нормативное регулирование в сфере снижения уровня смертности может вести к сознательным занижениям и неточностям при определении причин смертей, которые относятся к БСК. В результате отмечается, что наравне с борьбой с самой смертностью, которая должна носить исключительно медицинский характер, нужно внедрять практику кодирования, которая позволила бы составить достоверную картину уровня смертности от БСК.
Система здравоохранения
"Constraints on Universal Health Care in the Russian Federation: Inequality, Informality and the Failures of Mandatory Health Insurance Reforms"
Linda Cook, United Nation Research Institute for Social Development, 2015
Доклад ООН, посвященный проблемам здравоохранения в России. В качестве предпосылки выделяется положение, согласно которому и в СССР и в современной России утверждается универсальность здравоохранения.
Тем не менее, автор утверждает, что универсальность присутствует скорее номинально. Ее реальному проявлению мешают несколько факторов.

Неравенство в доступе к медицинским услугам автор фиксирует на уровне домохозяйств, что обусловлено растущим материальным неравенством, на уровне регионов, отмечая, что не только финансирование здравоохранения регионов отличается, но распространение определенных медицинских услуг прослеживается в первую очередь в центральных и богатейших регионах. Такой дисбаланс автор связывает с характером экономики, основополагающим фактором которой является экспорт ресурсов.

Третий уровень неравенства, выделяющийся в работе — неравенство между городом и деревней в доступе к медицинским услугам. Другое препятствие, мешающее здравоохранению в России стать универсальным, — исключение из процесса здравоохранения нелегальных мигрантов, Среди мигрантов прослеживается низкий уровень осведомленности о заболеваниях, а их средства, большая часть которых отправляется семье, и страх потерять работу и быть депортированными не позволяют воспользоваться услугами платной медицины. Наконец третьей большой группой людей, проживающих в России и не имеющих равного доступа к медицине, автор называет стигматизированные группы. Среди них можно назвать секс-работников, людей, употребляющих наркотики и людей, болеющих ВИЧ/СПИД.

Автором предлагаются комплексные меры по улучшению ситуации — изменение системы финансирования здравоохранения, превентивные меры, в частности просвещение населения, особенно в области инфекционных заболеваний, а также повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию, что поможет решить комплексные проблемы здравоохранения. Также автор отмечает, что проблемы доступа к здравоохранению могут быть решены в первую очередь за счет повышения его доступности в материальном аспекте, а также уменьшения эффекта неформальной оплаты медицинского обслуживания.
Система здравоохранения
«Изменение поведения россиян в отношении здорового образа жизни (по результатам
социологических опросов 2011 и 2017 гг.)»
Засимова Л. С., Колосницына М. Г., Красильникова М. Д., НИУ ВШЭ, 2017
В работе представлены результаты исследования поведения российского населения в
отношении собственного здоровья и уровня поддержки отдельных мер государственной
политики здорового образа жизни (ЗОЖ). Для этого используются два опроса населения, за 2011 и 2017 гг. В последние годы в России реализуется комплекс мер государственной политики, нацеленных на развитие здорового образа жизни граждан.

Результаты исследования свидетельствуют о наличии в России противоположных тенденций, характерных для многих развитых стран мира: сокращение доли населения, употребляющего алкоголь и табак, рост доли занимающихся спортом, с одной стороны, и увеличение доли населения, страдающего избыточным весом и ожирением, с другой. Авторы отмечают, что опросы показывают очевидную связь показателей ЗОЖ с демографическими характеристиками, образованием и статусом занятости, уровнем дохода семьи. Сокращение доли курильщиков и употребляющих спиртные напитки особенно заметно среди молодых респондентов. Данные опроса 2017 г. свидетельствуют о том, что установленные законом ограничения мест курения далеко не всегда выполняются.

Вместе с тем уровень поддержки мер антиалкогольной политики остается достаточно высоким среди всего населения, также отмечается, что растет поддержка этих мер среди молодежи. Авторы делают вывод, что результаты опросов свидетельствуют о позитивной динамике в поведении населения и необходимости продолжения активной политики ЗОЖ в России.
Система здравоохранения
Вадим Покровский, Наталья Ладная, Анастасия Покровская, «Демографическое обозрение»,
НИУ ВШЭ, 2017, № 1, стр. 65−82
Авторы статьи приводят собранные и систематизированные данные относительно заболеваемости ВИЧ-инфекцией и смертности, связанной с ней. Приведенные данные свидетельствуют, что эпидемия ВИЧ-инфекции в России достигла уровня ежегодной регистрации 100 000 случаев заражения ВИЧ, привела к заражению более миллиона человек.

Среди смертей россиян от всех причин смерти от ВИЧ/СПИДа постепенно приближаются к 1%, а в группе умирающих в возрасте 30−39 лет доля смертей от СПИДа превышает 5%. Среди всех смертей от инфекционных болезней ВИЧ-инфекция как причина смерти занимает около 50% и вызывает общий прирост числа смертей от инфекционных заболеваний. Существует прямая угроза дальнейшего увеличения смертности от ВИЧ/СПИДа, так как зараженные ВИЧ россияне представляют 1% населения России в возрасте 15−49 лет.

Наиболее поражена ВИЧ возрастная группа 35−39 лет, в которой ВИЧ-инфицированные россияне составляют 2%, заражены ВИЧ около 2% россиян в возрасте 30−34 года и более 1% в возрасте 40−44 года. Нарастающее преобладание передачи ВИЧ при гетеросексуальных контактах знаменует переход ВИЧ от группы наркопотребителей в общее население, вовлекает в процесс женщин и ухудшает экономические и демографические последствия эпидемии.

Авторы утверждают, что поскольку проблема заболевания, которая еще несколько лет назад не интересовала демографов, достигла таких масштабов, дальнейший рост потерь в наиболее трудоспособной части населения необходимо предотвратить внедрением более эффективных программ по предупреждению заражения ВИЧ и расширением программ по лечению.
Система здравоохранения
«Новое сердце для здравоохранения» Владимир Назаров, Николай Авксентьев, Ведомости № 3921 от 21.09.2015
Вопрос выбора между страховой и бюджетной моделями для экспертного сообщества по-прежнему остается открытым. В статье приводится подробный анализ данных систем, разъясняется разница между этими моделями и обсуждаются перспективы данных систем в России.
Система здравоохранения
«Медицина ждет революции», Денис Соколов, Ведомости, № 4209 от 23.11.2016
Статья об экономике российского здравоохранения. Страховой принцип в РФ до конца внедрить не удалось, частные клиники работают в основном в малой хирургии, гинекологии и стоматологии, на периферии продолжается вечный бой за фельдшерско-акушерские пункты.