План Перемен

Проект призван инициировать общественную дискуссию об образе будущей России
База знаний | Образование
Исследования показывают, что развитому и, особенно, развивающемуся обществу нужно всё больше и больше профессионалов с законченным высшим образованием. Как же обеспечить постоянно растущий спрос на эти кадры? Представленные в секции материалы отвечают на этот и многие другие вопросы, связанные с системой образования в России и мире и дают представление о том, как будет развиваться образование в ХХI веке и сможет ли Россия быть конкурентоспособна в этой отрасли.
Образование
«Россия 2025: от кадров к талантам». Как стране перейти к экономике знаний. The Boston Consulting Group
Российский офис международной компании по управленческому консалтингу The Boston Consulting Group предлагает варианты решения экономических и образовательных проблем, которые мешают России перейти к «экономике знаний» — новому экономическому укладу современных обществ, где во главе угла стоят талантливые люди, а не минеральные ресурсы.

Авторы работы предлагают реформировать систему образования таким образом, чтобы она начала опережающими темпами предоставлять на рынок работников категории «Знания» (умственного труда). Параллельно с этим необходимо стимулировать спрос на рынке труда на специалистов такого уровня, а также создать благоприятную для них среду в обществе. В докладе прописаны меры, предлагаемые для осуществления этих предложений.

Исследование проводилось при поддержке Сбербанка, его благотворительного фонда «Вклад в Будущее», союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Global Education Futures.


Образование
«Как сделать школьников успешными». Ректор Высшей школы экономики о неочевидных направлениях реформы общего образования. «Ведомости», 21.11.2017
К 2030 году численность молодых в возрасте до 35 лет сократится примерно на четверть. Заместить это выпадение некем. Между тем молодежь — основной драйвер инноваций, как технологических, так и социальных.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов в колонке для газеты «Ведомости» делится своими рецептами преодоления этого кризиса за счет реформы общего образования, включающей в себя не только конкретные предложения, но и первоначальные расчеты расходов государства на них.
Образование
«Как дать выпускнику колледжа надежду». Ректор Высшей школы экономики о способах выхода профессионального образования из кризиса. «Ведомости», 28.11.2017
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов продолжает свой материал «Как сделать школьников успешными», углубляясь в проблемы профессионального образования в России.

Он отмечает ключевые проблемы сферы — низкую престижность исполнительного труда, неверную система отбора абитуриентов (поступают самые неуспешные школьники, а не склонные к работе руками), непригодность в реальной жизни преподаваемых там вещей и отсталость материально-технической базы, а также предлагает шаги, которые помогут коренным образом исправить ситуацию.
Образование
«Страна богатых и образованных»: образование как фактор финского экономического чуда". Ланко Д. А., Европейский университет в Санкт-Петербурге
Научный сотрудник Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Ланко разобрался, чем обусловлено финское экономическое чудо. Для этого он подробнейшим образом изучил экономические и политические процессы в жизни страны, происходившие от включения Великого княжества Финляндского в состав Российской империи до наших дней.

Согласно исследованию, безостановочный рост основного экономического показателя (производительности труда) в Финляндии на протяжении ХХ — начала XXI века неразрывно связан с улучшением качества образования вместе с притоком капитала и технологическим развитием.
Образование
Five Trends to Watch in Higher Education, BCG
Статья посвящена проблемам повышения стоимости обучения в университетах и снижения общей доступности высшего образования в условиях понижающейся отдачи от обучения в университете. Стоимость образования увеличивается, а качество понижается. Это становится причиной безработицы или работы не по специальности и нехватки профессиональных кадров. Эксперты выделяют пять трендов, наиболее точно характеризующих образовательную систему в настоящее время: падение доходов университетов, что является для них финансовых риском; ожидания людей от отдачи инвестиций в обучение выше, чем они есть на самом деле; повышается прозрачность результатов студентов; на рынке образования появляются инновационные образовательные программы и технологии, составляющие конкуренцию привычным бакалаврским и магистерским программам; повышается международная мобильность студентов и в целом увеличивается глобализация сферы высшего образования.

Существуют как положительные, так и отрицательные тренды. Эксперты предлагают комплекс мер, включающий постоянное изучение портфолио образовательных организаций и студентов для увеличения продуктивности и снижения затрат; использование больших данных и статистики для улучшения работы институтов; увеличение научной деятельности университетов, что будет способствовать их конкурентоспособности в получении финансирования; обеспечение равных возможностей для культурного и национального разнообразия студентов, увеличение доли рынка онлайн-образования.
Образование
How the World’s Best-Performing School Systems Come Out on Top, McKinsey
По всему миру наблюдается тренд увеличения затрат на амбициозные реформы системы образования, но на деле, деятельность школ практически никак не изменилась. Сингапур, например, тратит относительно малую долю бюджета на систему образования, однако сингапурские школы одни из лучших. Авторы статьи пытаются понять, что же на самом деле является драйвером улучшения показателей деятельности школ. Для этого было изучено 25 систем среднего школьного образования по всему миру, включая десятку наилучших. Были выявлены их общие признаки и инструменты, которыми они пользуются для достижения успеха. Авторы приходят к выводу, что наиболее важными факторами являются: назначение на должности учителей тех людей, которые профессионально и личностно подходят под эти должности; развитие и обучение учителей для превращения их в эффективных носителей знания, обеспечение работы системы, чтобы она была способна предоставить наилучшие возможные знания каждому ребёнку. Такие системы не только предоставляют эффективное образование, но и учитывают особенности культуры и традиций, в которых они применены.
Образование
New Vision for Education, BCG, World Economic Forum
Главный посыл статьи — в XXI веке традиционные методы обучения устарели и школьники и студенты нуждаются в чём-то большем. Основными навыками теперь являются коллаборация, коммуникация, и умение решать различные задачи. Все эти навыки и многие другие эффективно развиваются через социальное и эмоциональное обучение, важность которого подчёркивают авторы данной статьи. Также эксперты подчёркивают важность роли технологии и информационных сервисов в социальном и эмоциональном обучении. Интеграция технологий в такой способ обучения позволяет всесторонне развивать ребёнка, обеспечивая его базой (умение писать и читать, арифметика, познания в точных науках, знание информационных технологий, финансовая грамотность, культурная и правовая грамотность), нужными компетенциями (критическое мышление, креативность, коммуникации, навыки коллаборации) и нужными качествами характера (любознательность, инициативность, настойчивость и упорность, адаптационные навыки, лидерство, небезразличность к социальной и культурной среде).
Образование
The Strategies of Highly Productive Higher-Education Institutions, McKinsey
Все исследования показывают, что развитому и, особенно, развивающемуся обществу нужно всё больше и больше профессионалов с законченным высшим образованием. Как же обеспечить постоянно растущий спрос на эти кадры? Один из ответов — увеличить расходы на эту сферу, однако не все страны могут себе это позволить, особенно учитывая, что это придётся делать в ущерб другой сфере. Другой ответ — увеличить продуктивность самого процесса получения высшего образования, что при неизменных инвестициях позволит увеличить число получивших высшее образование без потери качества или ограничения доступа к нему. Эксперты подошли к изучению вопроса возможности увеличения продуктивности с трех углов: были изучены существующие исследования по теме; проанализированы данные по сектору; проведены исследования деятельности 8 наиболее эффективных институтов. Экспертам удалось выявить драйвер увеличения продуктивности, который они поделили на пять практик:
  1. стимулирование студентов получать степени;
  2. отказ от непродуктивных дисциплин и курсов;
  3. редизайн способов предоставления знаний лекторами для студентов;
  4. редизайн сервисов поддержки образовательного процесса;
  5. оптимизация прочих процессов, связанных с обучением, в целях снижения затрат на одного студента.
Образование
Vocational Education. The Missing Link in Economic Development, BCG
Множество стран сталкивается со значительными различиями в способностях и навыках сотрудников в различных отраслях (особенно в технических и специализированных отраслях). Техническое и профессиональное обучение и тренинги (ТПОТ) — потенциальный ответ на проблемы недостатка компетенций и навыков и безработицы. Однако такое образование воспринимается обществом хуже по сравнению с обычным академическим обучением, которое предлагают большинство университетов. Такое восприятие ТПОТ выливается в снижение инвестиций в образовательные учреждения, поставляющие его, а малые инвестиции становятся причиной неразвитой инфраструктуры и плохих кадров в данном секторе образования. Эксперты выделяют четыре фактора, которые позволят реанимировать систему ТПОТ: создание единой координированной экосистемы, в которой будет присутствовать центральный регулирующий орган, наблюдающий за развитием ТПОТ; государственная поддержка и финансирование учреждений ТПОТ, основываясь на их показателях и эффективности; установление равенства между ТПОТ и обычным академическим образованием и обеспечение мобильности студентов между двумя путями обучения; постоянная поддержка ТПОТ со стороны индустрии и заинтересованных компаний.
Образование
Как сделать отличную образовательную систему ещё лучше, McKinsey
Как плохую систему школьного образования сделать хорошей? И как хорошую сделать превосходной? Такие вопросы экспертам McKinsey часто задавали государственные чиновники и руководители образовательных учреждений. Ответы на эти вопросы содержатся в данном исследовании. Было проанализировано 20 систем школьного образования в разных странах мира, и, хотя по абсолютным показателям эффективности они различаются, их объединяет то, что их эффективность растет. В ходе исследования эксперты выяснили, каким образом образовательные системы смогли обеспечить существенное, устойчивое и всестороннее улучшение качества обучения, о чем свидетельствуют результаты международных и национальных тестов. В основу анализа легли материалы, полученные в ходе опроса свыше 200 работников сферы школьного образования и изучения более 600 случаев реформирования образовательных систем. Сформированная в результате этого база данных о реформах систем школьного образования в различных странах мира — наиболее обширная и полная из ныне имеющихся. В отчете рассматриваются мероприятия по реформированию, которые могут быть реализованы в рамках различных систем школьного образования, с тем чтобы превратить неэффективные системы в эффективные, а в перспективе сделать их превосходными.
Образование
Образование в цифрах 2016, ВШЭ
Краткий статистический сборник содержит основные показатели, характеризующие в динамике развитие общего, среднего профессионального и высшего образования в Российской Федерации. Представлены ключевые индикаторы развития образования в странах ОЭСР. В сборнике использованы данные Росстата, Минобрнауки России, Федерального казначейства, ОЭСР, а также собственные разработки Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Образование
Индикаторы образования 2016, ВШЭ
Статистический сборник, содержащий данные по сфере образования в РФ, а также данные по влиянию текущей системы образования на другие социальные и политические сферы (рынок труда, бюджет), а также сравнения с международными показателями.
Образование
Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса TALIS 2013, ВШЭ
Статья представляет образ российского педагога на основе данных из крупнейшего на данный момент международного исследования сферы образования TALIS. Среди наиболее ярких и выделенных характеристик: тренд на омоложение преподавательского состава при сохранении большой доли учителей старше 50 лет; учителя узкоспециализированы — редко преподают больше одного предмета и редко меняют место работы; учителя сильно загружены в основном административной нагрузкой; учителя не замечают неблагополучных детей; в России есть благоприятные условия для профессионального развития учителей; учителя предпочитают тестирование остальным формам контроля; с проблемными классами работают учителя без высшего образования; для молодых учителей много барьеров в их профессиональном развитии; директора перегружены административной работой; Управляющий совет в РФ пока еще не играет важной роли в управлении школой. Также приведено много статистических данных и других фактов.