План Перемен

Проект призван инициировать общественную дискуссию об образе будущей России
База знаний | Экономическое регулирование
Материалы, представленные в данной секции посвящены вопросам экономического регулирования, функционирования естественных монополий и инфраструктурных областей, влияния регулирования на рост экономики и т.д.
Экономическое регулирование
«Тарифное регулирование: правила или ограничения?» Долматов И., Золотова И. Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ
Статья поднимает проблему регулирования естественных монополий. Тарифы на услуги субъектов таких монополий играют важную роль в экономике России, расчетные показатели темпов роста цен на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора (электрическую и тепловую энергию, газ, железнодорожные перевозки) последние 10 лет (с апреля 2007 г.) являются составными параметрами прогноза социально-экономического развития страны, разрабатываемого Минэкономразвития России на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Вопросам тарифного регулирования, правилам и методам ценообразования, ценовым моделям инфраструктурных отраслей всегда уделялось большое внимание со стороны Правительства Российской Федерации.

В качестве естественной монополии в статье рассматривается отрасль электроэнергетики. В статье рассматриваются проблемы тарифного регулирования этой отрасли: разногласия по объему выручки, учитываемой при тарифном регулировании, непредсказуемый рост тарифов и другие. Авторы статьи приходят к выводу, что для достижения заданных ориентиров по ростам тарифов может потребоваться изменение действующих правил игры. Главный принцип тарифного регулирования естественных монополий — обеспечение компенсации затрат регулируемой компании, её финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности.
Экономическое регулирование
«Проблемы государственного регулирования деятельности предприятий инфраструктурных отраслей». Долматов И. А., Яркин Е. В. И. Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ
В статье проанализирована сложившаяся ситуация в области регулирования цен и тарифов, рассмотрены проблемы предприятий инфраструктурных отраслей и направления совершенствования системы государственного регулирования. Сделан вывод, что вовлечение накопленных пенсионных средств НПФ в процессе инвестирования в инфраструктурные предприятия должно способствовать развитию инфраструктуры, повышать надежность и качество предоставляемых услуг. При этом должен быть создан механизм государственного гарантирования доходности вложений НПФ в инфраструктурные предприятия. Такой механизм может быть реализован через систему государственного регулирования тарифов на услуги инфраструктурных отраслей.
Экономическое регулирование
The Impact of Regulation on Growth and Informality. Cross-Country Evidence. Loyaza N., Oviedo A., Serven L. The World Bank
Статья изучает эффекты регулирования на экономический рост и относительный размер неформального сектора экономики (самозанятые, теневая экономика и т. д.) в большой выборке индустриальных и развивающихся экономик. Наряду с динамикой фирм, неформальный сектор — важный канал, через который регулирование влияет на макроэкономические показатели и экономический рост в частности. Статья заключает, что более суровое регулятивное бремя (особенно на рынках продуктов и труда) снижает экономический рост и стимулирует развитие неформального сектора. Эти эффекты смягчаются по мере улучшения институтов. Статья также подчеркивает, что регулирование может преследовать социальные цели, не только экономические, поэтому отказ от регулирования — нецелесообразная мера и эффекты экономического регулирования должны изучаться более комплексно.
Экономическое регулирование
Bank Regulation and Supervision Around the World. A Crisis Update. Čihák M. et al. The World Bank
Данная статья представляет собой последнюю версию исследования Всемирного Банка по регулированию и надзору за банковской сферой. В статье поднимаются два вопроса. Первый: имеются ли значительные различия в регулировании банковской сферы в странах, которых коснулся финансовый кризис, и в странах, на которых кризис оказал минимальное влияние? Второй: какие аспекты регулирования и надзора значительней всего поменялись за время кризиса? Статья обнаруживает значительные различия между странами в аспектах регулирования. Страны, подвергшиеся кризису, испытали более мягкие ограничения на деятельность небанковских организаций, были менее строги в регулировании плохих кредитов, а частный сектор имел слабые стимулы мониторить банковский риск. Также исследование обнаруживает, что общий регулятивный ответ на последствия кризиса был медленным и регулятивные нормы могут быть улучшены. Также следует повышать стимулы для частного сектора мониторить банковский риск.
Экономическое регулирование
Subnational Political Regimes and Formal Economic Regulation: Evidence from Russian Regions. Libman A. Ludwig-Maximilians-University of Munich
Статья изучает эффекты политических режимов на политику публичного сектора путём рассмотрения ранее нераскрытого аспекта этой проблемы: склонность политического режима создавать широкие и экстенсивные формальные нормы регулирования. Для изучения этой темы был применен субнациональный сравнительный метод и использована база данных субнациональных регионов России, что предоставило большие возможности для расследования, так как регионы в России отличаются разнообразием политических режимов и регулятивных сред. Статья показывает, что более соревновательные режимы более склонны к расширению формального закона чем менее соревновательные, однако применения таких расширений могут быть неопределёнными и разноплановыми.
Экономическое регулирование
Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика. Горюнов Е., Дробышевский С., Трунин П. Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара
В последние годы политика Банка России претерпела ряд кардинальных изменений, среди которых можно выделить упразднение валютного коридора и переход к использованию ключевой ставки в качестве основного инструмента денежной политики. В статье обсуждаются эти нововведения в контексте долгосрочных приоритетов денежных властей. Особое внимание уделено тому, в какой степени монетарная политика должна быть ориентирована на стимулирование экономического роста. Оценивается жесткость денежной политики, которую ЦБ РФ проводил в 2010—2014 гг. Межстрановые сопоставления и анализ динамики выбранного индикатора показывают, что денежная политика последних лет была скорее излишне мягкой. В заключение приводятся соображения относительно тактических мер при проведении денежной политики в сложных текущих макроэкономических условиях.
Экономическое регулирование
The Mechanism of State Regulation of the Investment Activity. Tereculova A. et al. International Journal of Economic Perspectives
Статья описывает теоретический базис, функциональный контент, структуру и методы внедрения на практике механизма государственного регулирования инвестиционной активности в современных условиях. Согласно автору, механизм государственного регулирования — это система, состоящая из определённых элементов, единства и взаимодействия, которые определяют эффективность и функциональность. Процесс повышения взаимодействия между инвесторами и компаниями через внедрение инвестиционных мероприятий происходит при помощи набора таргетированных действий, эффективных в определённой стране, регионе, при определенных средствах, направлениях, формах и методах регулирования. В любой стране с рыночной экономикой функционирование государственного механизма регулирования инвестиционной деятельности — важный пререквизит для эффективного развития экономики.

В статье рассматривается Казахстан, который имеет очень много общего с Россией как в плане экономики, так и в плане политического режима. В статье говорится, что Казахстан при установлении норм регулирования должен учитывать как и свои особенности, так и международный опыт. Ключевыми особенностями регулирования должны быть: децентрализация инвестиционного процесса, распространение смешанно профинансированных инвестиционных проектов, контроль над таргетированным использованием централизованных инвестиций, внедрение системы страхования инвестиций, доработка законодательной базы для улучшения инвестиционного климата.
Экономическое регулирование
Economic Crisis and Regulation Theory. Lyu S. World Review of Political Economy
Данная статья является обзором-обобщением международной конференции по вопросам регулирования. C 9 по 12 июля 2015 года в Париже проводилась Международная Конференция Исследований и Регулирования. Темой конференции была «теория регулирования во время кризиса» и около 200 экспертов и академиков приняли участие в этой конференции. Заостряя внимание на этой теме, ведущий выбрал более 170 статей и разделил их на 23 тематические группы, среди которых были выделены и особо обсуждались такие темы как критицизм экономической методологии, отношения между работниками и руководством, кризис капитализма, финансовая система и развитие в посткризисную эпоху. В статье содержатся предложения по развитию теории регулирования, критицизм неоклассической теории, идеи по улучшению глобальной экономики, окружающей среды и устойчивого развития, предложения по диверсификации капиталистической системы.
Экономическое регулирование
The Role of Economic Regulators in the Governance of Infrastructure. OECD
Экономические регуляторы ответственны за обеспечение эффективной работы сервисов инфраструктуры, где нерегулируемая конкуренция не способна достигнуть такого результата. Основанный на исследовании 34 экономических регуляторов, покрывающих 77 секторов и подсекторов, включая энергетику, транспорт, коммуникации и водоснабжение, этот отчёт изучает как экономические регуляторы справляются со своей работой и предполагает, как этот опыт может быть более широко применён в управлении инфраструктурой. Кроме того, отчёт проверяет как экономические регуляторы вовлечены в жизненный цикл инфраструктуры, как используются данные для поддержки регуляторов, как сильно регуляторы вовлечены в политические процессы, и какие вызовы стоят сейчас перед регуляторами. Авторы отчёта находят, что регуляторы не вовлечены напрямую в принятие решений – этим занимается управляющий того или иного объекта инфраструктуры. Вместо этого, регуляторы влияют на поведение управляющего, а также предоставляют финансовые стимулы для управляющих для улучшения качества сервисов.