План Перемен

Проект призван инициировать общественную дискуссию об образе будущей России
База знаний | Армия и ВПК
Представленные в данной секции материалы посвящены анализу состояния российских вооруженных сил и военно-промышленного комплекса, вызовам, которые стоят перед военной отраслью и перспективам развития армии в условиях многополярного мира.
Армия и военно-промышленный комплекс
«McKinsey о правительстве: оборона», 2014
Обзор, посвященный оборонной отрасли. Статистика по расходам на оборону, обзор тенденций на основных оборонных рынках, прогноз по развитию отрасли и руководство к изменению и реформам в оборонной индустрии.

В статистическом разделе представлены ключевые цифры, характеризующее современное состояние оборонной отрасли, в частности рост российского военного бюджета на 31% с 2008 до 2013 года. Приводится экскурс в историю оборонных затрат и географической характеристики центров оборонной промышленности за последние 100 лет, в соответствии с которыми выделяются три волны мировой оборонной активности. Последняя волна, начало которой приходится на 80е годы, характеризуется смещением центра в Атлантику.

Также отмечается, что происходит переориентация оборонного сектора на борьбу с терроризмом. В период сокращения штатов в Европе и США после кризиса 2008 года ряд стран, в том числе Индия, Россия и Китай, начинают активнее инвестировать в вооружение и оборону. В разделе, посвященному повышению эффективности инвестиций в оборонные проекты, утверждается, что Россия и Китай, несмотря на увеличение оборонного сектора высокими темпами, не имеют никакой привлекательности для иностранных инвесторов, так как большая часть их оборонных затрат поступает напрямую от государства, и их оборонная промышленность закрыта для иностранных инвестиций. Таким образом, они исключаются из ключевых трендов и не интегрируются с оборонными секторами других стран. В исследовании, посвященном самым привлекательным оборонным рынкам, Россия располагается на последнем месте.
Армия и военно-промышленный комплекс
"2017 Global aerospace and defense sector outlook", прогноз Deloitte, 2017
Общий обзор мировой аэрокосмической и оборонной отрасли с инфографикой и оптимистичным прогнозом относительно роста. Прогнозируется рост авиации. Также исследование содержит анализ расходов на оборону в разных странах мира. В общем прогнозе говорится о росте оборонной промышленности в 2017 году на 2 процента. Такой рост связывается с повышением интереса к обороне со стороны администрации США, которая будет укреплять армию и оборонную
промышленность. Также повышению спроса способствует общая возросшая глобальная напряженность, в первую очередь на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и Тихоокеанском регионе. Это, в свою очередь, вызывает рост расходов на оборону, особенно в Индии, Китае, России, Саудовской Аравии и других странах. В качестве общего прогноза относительно России предполагается, что определять оборонную политику, в том числе вопросы военного производства, как и раньше будут отношения с Украиной и напряженность, вызванная конфликтом на Востоке Украины и аннексией Крыма. Также рост военных бюджетов России и Саудовской Аравии вызван борьбой с терроризмом. Среди ключевых трендов 2017 года выделяется валютная волатильность, которая вызовет повышение экспорта со стороны таких стран как Россия и Китай, которые составят конкуренцию США.
Армия и военно-промышленный комплекс
«Российская военная модернизация», доклад комитета по науке и технологиям НАТО, 2015
В докладе рассматривается состояние модернизации в В С России, которая началась в 2008 году. Основное внимание в докладе уделяется новой и модернизированной военной технике, а также уровню готовности вооруженных сил и их кадрам. Авторы пишут, что их цель — рассмотреть состояние военно-технического развития России в отрыве от политической ситуации.

Отмечается, что 20 лет отсутствия контроля за ВПК снизили военный потенциал, что обнаружилось во время конфликта с Грузией в 2008 году. Полна оценка ВС России представляется авторам невозможной в связи с непрозрачностью военной отрасли, подавления свободной прессы и отсутствия сигналов со стороны власти, которые могли бы свидетельствовать об успехе или неуспехе модернизации. Тем не менее, на основе имеющихся данных, авторы делают вывод, что военные возможности России значительно укрепились, несмотря на высокий уровень коррупции, слабую оборонную промышленность и нереалистичность поставленных задач. Но именно это, по мнению авторов приведет к снижению темпов модернизации, а дополнительную важную роль сыграет уменьшение государственных доходов.

Среди сильных сторон модернизированной армии отмечается возможность быстро аккумулировать большие силы в одном месте и эффективную модернизацию ядерного арсенала. Авторы пишут, что при ожидаемом снижении темпа модернизации в связи с снижением финансирования, в российской армии много внимания уделяется кибербезопасности и информационным технологиям, что не требует серьезных затрат.
Армия и военно-промышленный комплекс
«Российский военный потенциал в десятилетней перспективе — 2016», доклад Шведского агентства оборонных исследований (FOI), 2016
Анализируется современная российская военная доктрина, состояние вооруженных сил, расходы на ВПК, военный потенциал РФ, отдельное внимание уделяется динамике развития вооруженных сил в контексте как внутриполитического курса, так и международных связей. В докладе разобрана ситуация в отдельных видах вооружений, а также проанализирована стратегия и потенциал российских ВС на разных театрах военных действий. В общем отмечается, что военная мощь России продолжает расти, и не только в вопросе вооружения и кадров, которые, как пишут авторы, по большей части сосредоточены к западу от Урала, но и в аспекте повышения общественного веса институтов, связанных с обороной, а также в аспекте воспитания граждан (появление нескольких военно-патриотических молодежных движений). На фоне антиамериканской военной риторики бюджет на оборону увеличился на 1,8% ВВП, что положительно повлияло на перспективы оборонной отрасли.

Отмечается высокий уровень закрытости информации относительно большинства данных, связанных с обороной, в первую очередь, информации о кадрах, что вынуждает проводить анализ в том числе и по косвенным фактам. В разделе, посвященном структуре армии, авторы указывают, что армия максимально централизована на высшем уровне — то есть подчиняется непосредственно министру обороны и президенту, тем не менее, в структуру входят две относительно независимые друг от друга ветви — собственно армия, которая рассчитана на военные конфликты в первую очередь за границами, и не менее важные структуры национальной безопасности, призванные поддерживать порядок внутри страны.

Сухопутные войска определяются как самые многочисленные и разветвленные — кроме непосредственно личного состава и техники, которая в основном состоит из танков, артиллерии, наземные силы также обладают большими транспортными ресурсами и собственными логистическими службами с соответствующей системой производства и системой подготовки кадров. Военно-воздушные и космические силы насчитывают сравнительно большое количество техники и позволяют проводить операции на удаленных территориях, что показывает опыт операции в Сирии, где было проверено большое количество нового вооружения. Большое внимание и ресурсы уделяются совершенствованию техники, связанной с ядерным вооружением. Ключевой целью развития военно-морских сил, которые находятся во всех мировых океанах и имеют оснащенные базы в разных регионах, называется защита и поддержка ядерного вооружения.

Отдельно отмечается высокое распространение ядерного вооружения в рамках всех подразделений армии. Рассматривается положение подразделений армии, отвечающих за обеспечение внутренней безопасности, а также подразделения, находящиеся в смежной с ФСБ и МЧС ведомости.
Армия и военно-промышленный комплекс
«Оценка реорганизованной и перевооруженной армии России», обзор Центра Карнеги, 2017
Обзор российской армии и ее развития в результате модернизации, проводимой с 2008 года, в том числе в контексте конфликтов в Сирии и Украине. Представлен обзор угроз и возможностей для российских ВС, а также рекомендации по их дальнейшей модернизации.

Реорганизованная и перевооруженная армия рассматривается с точки зрения того, какие преимущества она дает в условиях мирного времени. Автор пишет, что такая затратная кампания, не только потребовавшая ресурсы, но и разогнавшая военно-промышленную отрасль, а также широко освещенная в информационном пространстве, должна привести к какому-то результату.

Исходя из антизападной риторики, которая обосновывала затраты и внимание к военной модернизации, результатом должна стать «победа» над западом, реальная или мнимая. Автор отмечает, что повышенный интерес к модернизации вооружения, особенно ядерного, может быть руководим желанием отстаивать стратегические интересы с помощью угрозы военного конфликта при военном доминировании. В пользу этой версии говорит и несоответствие что экономической, что военной мощи России в сравнении с мощью США, что делает прямую конфронтацию маловероятной.

Таким образом перевооружение рассматривается как способ отстоять свои интересы с помощью демонстрации силы. Автор приводит рекомендации НАТО по адаптации к растущей военной мощи России и отмечает, что ключевое преимущество ВС России — это их мобильность и развитость в вопросе кибербезопасности и информационных технологий.
Армия и военно-промышленный комплекс
«Перспективы военных расходов в России в 2017 году и далее», Дж. Купер, Университет Бирмингема, 2017
Исследование динамики военных расходов РФ, прогноз относительно умеренности роста военных расходов и будущей траектории военных расходов. В исследовании автор помещает вопрос расходов из бюджета на оборону в контекст общеэкономической динамики. Прогнозируется, что, несмотря на рост расходов на оборону в предыдущие годы, судя по бюджету на 2017 год и уменьшения военного присутствия России в Сирии, расходы на оборону будут сокращаться. Автор выдвигает предположение, что сокращение военного бюджета, который, как ожидается, не будет расти, связан со сложной ситуацией в российской экономике из-за падения цены на нефть и падения рубля. Если раньше рост финансирования оборонных проектов мог продолжаться за счет привлечения денег из резервных фондов, то теперь такое расходование средств не выглядит целесообразным. Автор отмечает, что российскую экономику ожидают серьезные изменения, что связано с разработкой программы Кудрина и программы «Стратегия роста» Титова.

При этом критикуется мнение, что ограничение роста военных бюджетов связано с падением финансовых возможностей. Автор предполагает, что возможно сокращение бюджетов до необходимого, то есть если учитывать, что государство вынуждено балансировать между экономическими, социальными и военными расходами, состояние вооруженных сил позволяет не вкладывать в них такие деньги как раньше, чтобы поддерживать удовлетворительное состояние. Вместе с тем автор ожидает некоторую международную разрядку, которая приведет к нормализации отношений между Россией и западными странами, в первую очередь европейскими, торговля с которой критически важна. В условиях нормализации отношений, по мнению автора, у России не будет потребности в защите собственных ресурсов и росте обороноспособности.
Армия и военно-промышленный комплекс
«Роль России как экспортера вооружений. Стратегическое и экономическое значение экспорта оружия для России», исследование Chatham House, 2017
Исследуется высокая роль экспорта вооружения в экономике России, влияние санкций на оборонную промышленность, основные рынки для российской оборонной промышленности, а также недостатки, препятствующие инновациям в сфере военной промышленности.

В исследовании представлен анализ экспорта вооружений, который, как отмечается, является одним из важнейших секторов экономики России. Автор пишет, что военно-промышленный комплекс — это одна из немногих отраслей, в которой Россию можно поставить технологических лидеров. В ВПК занято около 3 процентов всего трудового ресурса России, а обеспечение технологического соответствия и рабочих мест не может удовлетворяться только внутренним спросом. Помимо этого, экспорт вооружений рассматривается как способ влиять на международную политику, то есть обладает стратегическим значением. Россия занимает второе после США место по экспорту вооружения, но может продавать вооружение тем странам, у которых напряженные отношения с США.

Ключевой рынок для российского экспорта вооружений — азиатский, в первую очередь Китай, Вьетнам и Индия, на него приходится около 70% всего экспорта, а Россия является доминирующим поставщиком. Второй по важности рынок — Ближний Восток и Северная Африка, но конкуренция с другими поставщиками там выше. В качестве одного из самых серьезных вызовов для оборонной промышленности называются санкции, которые сокращают доступ к компонентам систем вооружения, и нет уверенности, что импортозамещение сможет это компенсировать. Также,
несмотря на то, что оборонная отрасль самая инновационная и одна из самых динамично развивающихся в России, есть факторы, которые негативно влияют, и могут нанести отрасли ущерб в будущем. Автор среди таких факторов называет стареющий физический капитал, стареющую рабочую силу и падающий уровень профильного образования, а также слабую связь между образованием и конкретными фирмами.
Армия и военно-промышленный комплекс
«Российское перевооружение: оценка обороноспособности промышленности», Richard Connolly, Cecilie Sendstad, Problems of Post-Communism, 2016
Рассматриваются факторы, которые привели к относительно успешным показателям российской оборонной промышленности в 2011—2015 году, в первую очередь рост выделяемых финансовых ресурсов, а также дополнительные структурные и институциональные факторы.

В работе отмечено, что несмотря на то, что есть сомнения в представлении результата и системах подсчета, статистика свидетельствует, что российская оборонная промышленность быстро развивается в рамках программы, проводимой до 2020 года. Этот факт позволяет России проводить более уверенную политику. Несмотря на это российская оборонная промышленность имеет несколько факторов, негативно влияющих на ее потенциал, так, автор отмечает, что даже объемное государственное финансирование не смогло возродить судопроизводство, которое пришло в упадок в 90-е. Также существуют проблемы с созданием передового вооружение, которое не было бы основано на советских разработках. В ОПК заметно старение физического и человеческого капитала, малая консолидация небольших предприятий и низкая интеграция с иностранными компаниями, что снижает инновационный потенциал.

Отмечается, что общие экономические проблемы также ставят под вопрос потенциал оборонной промышленности, которая зависит от государственного финансирования. Тем не менее, автор отмечает прогресс, который произошел за несколько лет действия программы. Российская военная промышленность способна производить широкий спектр военных продуктов, при этом сохраняя в очень высокой степени независимую производственную базу, что позволяет говорить о достаточно высоком инновационном потенциале при повышении интеграции с иностранными компаниями. Автор отмечает, что российский ОПК находится в достаточной готовности, чтобы не только защищать границы, но и участвовать в операциях в отдаленных точках, а также сдерживать крупные военные силы — НАТО и Китай.
Армия и военно-промышленный комплекс
«Российская стратегия национальной безопасности и военная доктрина, и их следствия для ЕС», доклад дирекции по внешней политики Европейского Парламента, 2017, стр. 4−7, 10−17
Рассмотрена российская военная доктрина и модернизация вооруженных сил с их применением в локальных конфликтах как способ претендовать на влияние в формирующемся многополярном мире.
Армия и военно-промышленный комплекс
«Российские Вооруженные Силы: оценка, стратегия, угрозы», доклад Center on Global Interests (CGI), 2016
Преимущественно количественный обзор, в котором также рассматриваются институциональные рамки вооруженных сил, а также развитие боеготовности, которое сдерживают ограниченные финансовые и кадровые ресурсы.

Авторы пишут о том, что рассматривать российское состояние вооружения как оптимально или просто эффективное — достаточно поспешно. Многие преимущества российского вооружения все еще покоятся на достижениях советских времен, другие требуют больших финансовых вложений, которые в ближайшем будущим могут стать невозможными. Авторы описывают российскую армию как находящуюся в состоянии перехода к современному типу армии. Еще не найден баланс между инновационностью, боеготовностью и возможностью к современным военным взаимодействиям, в частности к борьбе с терроризмом. Советская практика массовой мобилизации еще не вытеснена практикой формирования армии по контракту, но тенденция на реорганизацию существует.

Отмечается, что реформа не была завершена, в том числе в связи с повышением международной напряженности и в частности с событиями на востоке Украины, когда потребовались экстренные меры для поддержания ситуации в интересах России. Так, авторы пишут, что практика неофициальной войны на территории соседнего государства, когда личный состав никак документально не оформлен и по заявлениям начальства находится в отпуске, а потери не фиксируются официально, а прячутся, не соответствует процессам, которые происходят в современной армии, а понижает дух личного состава и портит отношение общества к армии.
Армия и военно-промышленный комплекс
«Коррупционные риски в Министерстве обороны России. Конфликт интересов»
Доклад АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р», 2017
Доклад посвящен исследованию коррупционных рисков в Министерстве обороны России, в основном неурегулированному конфликту интересов. Исследование выполнено на основе открытых источников.

Авторы утверждают, что в закрытой системе обороны высокие коррупционные риски, причинами которых являются три фактора: секретность, ограничение конкуренции и неурегулированные конфликты интересов. Секретность проявляется уже на уровне распределения бюджетных денег — расходы на закрытые статьи растут с каждым годом. Ограничение конкуренции в тех государственных расходах на оборону, которые открыты, определяется заключением контрактов не по результатам аукционов, а по решению специальной комиссии, которая может руководствоваться непрозрачными критериями. Конфликт интересов в основном возникает, когда высокопоставленные чиновники от обороны обходят ограничения, которые на них накладывает антикоррупционный регламент. В исследовании рассмотрено несколько кейсов,
демонстрирующих конфликт интересов, в том числе те, в которых ключевой проблемой является «Принцип вращающихся дверей».

Исследование содержит рекомендации по устранению коррупционных рисков из системы Министерства обороны. Во-первых, предлагается запретить участие в тендерах компаниям, зарегистрированным в офшорных зонах или не предоставляющим полную информацию. Во-вторых, вести реестр уволившихся военнослужащих, занимающих посты в коммерческих компаниях, ведущих дела с Министерством обороны. В-третьих, предлагается усилить контроль за трудоустройством уволенных сотрудников. В-четвертых, запрещение нарушителям правил трудоустройства занимать посты на госслужбе. Пятое — закрепить в нормативных документах больше потенциальных областей возникновения интересов. Наконец, предлагается создать условия для общественного контроля соблюдения антикоррупционных норм в Министерстве обороны.
Армия и военно-промышленный комплекс
"Russia's defence spending: the impact of economic contraction", International Institute for Strategic Studies, 2017
Представлена статистика и инфографика расходов на оборону.
Армия и военно-промышленный комплекс
«Засекреченные триллионы: сколько Россия на самом деле тратит на армию» Статья РБК, 2016
Статья посвящена механизму формирования военного бюджета России. Исследование
строится на основе отчета, который Россия предоставила в Управление ООн по вопросам разоружения, согласно этому отчету на оборону было потрачено 2,9 трлн рублей. В статье отмечается, что реальные цифры расходов узнать практически невозможно, так как большая часть оборонных расходов проходит в бюджете по закрытым статьям, Более того, из отчетов о расходах на конкретные виды вооружений невозможно понять, на что именно выделяются деньги, так как треть расходов идет на собирательную графу "Другое".

В статье утверждается со ссылкой на экспертов, что реальные военные расходы всегда выше заявленных. Так, существует практика перераспределения некоторых расходов, которые по стандарту ООН должны быть отнесены к оборонным, к другим разделам, что повышает их финансирование и понижает официальное финансирование оборонных статей. Также часть оборонных расходов могут быть отнесены не к федеральному, а к региональным бюджетам.
Армия и военно-промышленный комплекс
Базы данных по торговле оружием ЦАМТО
Представлены таблицы мирового импорта и экспорта вооружений.