План Перемен

Проект призван инициировать общественную дискуссию об образе будущей России
База знаний | Антитеррористическая политика
В современной России постоянная террористическая угроза обществу и увеличение роли правоохранительных органов в борьбе с экстремизмом являются краеугольными камнями государственной политики. Разработка эффективных мер в этой области безусловно будет важным приоритетом в работе администрации, которая придет на смену нынешней. Для этого необходимо изучить опыт других стран, а так же текущую практику борьбы с террооризмом в России.
Антитеррористическая политика и спецслужбы
Radicalization of Youth as a Growing Concern for Counter-Terrorism Policy. M. Bizina, D. Gray. Norwich University, Campbell University
До недавнего времени был распространен портрет террориста как выходца из бедной, маргинализированной страны, который из-за границы ставит под удар западные ценности. Однако в последнее время данный образ подвергается переосмыслению, так как всё больше и больше американцев, канадцев, европейцев и русских присоединяется к их рядам. Радикализация молодёжи становится одной из наиболее важных и опасных угроз международного терроризма в наши дни. Социально изолированный, разочарованный подросток может встать на путь экстремизма в поиске личности, общественного принятия и цели. Статья содержит меры, которые могут быть применены в противодействии терроризму В США, Канаде и Западной Европе.

Но указанные в статье проблемы относится и к России, а предложенные меры применимы и к российским реалиям. Так как потенциальные новобранцы в ряды террористов это подростки-мусульмане, рождённые в семьях недавних мигрантов, или те, кто недавно принял Ислам, они обычно имеют возможность путешествовать по миру не сталкиваясь с серьезными трудностями в получении виз, что и может представлять потенциальную опасность. Статья призывает ко всестороннему подходу к решению проблемы радикализации, включая вовлечение общества и построение атмосферы доверия между правовыми органами, социальными работниками и местным населением.
Антитеррористическая политика и спецслужбы
The Political Influence of the Russian Security Services. A. Bateman. Journal of Slavic Military Studies
После распада СССР КГБ прекратил своё существование. В данной статье автор говорит, что КГБ был сохранён под новым именем, в частности ФСБ. Преемственность между советскими и постсоветскими институтами безопасности вкупе с хаосом после распада Советского Союза породили постсоветскую Россию, которая отдалилась от демократии и развилась в контрразведывательное государство. Бывшие офицеры и генералы спецслужб сейчас составляют элиту России. Постсоветский аппарат безопасности сейчас один из самых влиятельных институтов в формировании российской внешней политики, а внутренняя ситуация по безопасности в России напрямую влияет на её внешнюю политику по отношению к США. Автор подчеркивает, что постсоветский аппарат безопасности не только прижился в современной России, но и сыграл значительную роль в отдалении России от демократии и преследовании враждебной политики по отношению к США.
Антитеррористическая политика и спецслужбы
The Rise of the Security Services in Putin’s Kremlin. A. Soldatov, I. Borogan. Foreign Affairs
В последние десятилетия ФСБ, современный приемник советской секретной службы КГБ, получила роль новой элиты, а вместе с этим и новые ответственности, расширенные возможности и иммунитет от общественного надзора и парламентского контроля. Бюджет ФСБ, как и количество занятых там людей не раскрывается. Президент России, сам выходец из КГБ, сделал ФСБ главной спецслужбой страны, дал ей право действовать за рубежом, собирать информацию о населении и проводить специальные операции. Авторы показывают, что данная модель управления страной, то есть наделение большой властью спецслужб, хоть и предполагала более эффективное и жесткое действие закона, но на деле не смогла показать себя. Спецслужбы показали, что их интересы и интересы страны, которую они защищают, выше закона, их идеология унаследовала много с советских и царистских времён. Несмотря на то, что Путин награждал и поощрял высших чиновников и генералов спецслужб, стимул не сработал и они предпочли отстраниться от риска и ответственности, тем самым менее эффективно выполняя свои обязанности.
Антитеррористическая политика и спецслужбы
Conformity of National Counter-Terrorism Legislation with International Human Rights Law. Report by CTITF, United Nations
Данная статья покрывает проблему взаимодействия национального контртеррористического законодательства с международными законами о защите прав человека. В международном законе о защите прав человека значится, что государство имеют право и обязанность защищать людей под своей юрисдикцией от актов терроризма и вершить правосудие над теми, кто совершает, готовит, или помогает совершению актов терроризма. Однако, при соблюдении своего законодательства страны должны также считаться с международными законами о защите прав человека, правами беженцев и гуманитарным правом. Статья покрывает вопросы, остро всплывающие в наши дни, такие как ликвидация террористов в локациях с мирным населением. Статья поднимает проблему плохого влияния контртеррористических мер на гуманитарные операции: урезание финансирования, бюрократизация, отсрочки в исполнении. Также, посыл статьи особенно ценен для российских реалий, где антитеррористическое законодательство часто используется государством и правоохранительными органами для достижения своих целей.
Антитеррористическая политика и спецслужбы
ISIS Is Not a Terrorist Group. Why Counterterrorism Won't Stop the Latest Jihadist Threat.
A. Cronin. Foreign Affairs
Статья чётко объясняет разницу между террористической организацией и другими группировками. После событий 11 сентября американское правительство разработало ряд мер и тактик по борьбе с террористическими организациями, такими как Аль-Каида, которые достаточно успешно применялись. После этого появился новый игрок, ИГИЛ, который по риторике, идеологии и долгосрочным целям очень напоминает Аль-Каиду. США надеется победить ИГИЛ теми же средствами, что и Аль-Каиду, но ИГИЛ это уже не террористическая сеть, а организация, занимающая определённую территорию, имеющая около 30 000 бойцов и проводящая довольно масштабные военные операции. Поэтому обычные антитеррористические меры не помогут в борьбе с ИГИЛ. Автор статьи сравнивает угрозу ИГИЛ не с угрозой Аль-Каиды, а с угрозой таких стран как Северная Корея. Методы борьбы должны быть соответствующие. Государствам следует сосредоточиться на усилении международного эмбарго в отношении этой организации, ужесточать санкции, общими силами патрулировать границы, больше помощи оказывать беженцам из этих регионов, усилить миротворческие миссии ООН. Такая политика сдерживания наиболее реальна и перспективна в текущей ситуации, а также позволит предотвратить радикализацию населения региона и снизить вербовку иностранных граждан.
Антитеррористическая политика и спецслужбы
Computer Support to Analyze IS Propaganda. Europol, European Counter Terrorism Centre
Данная статья обсуждает использование компьютерной поддержки при анализе пропаганды ИГИЛ. Авторы фокусировались на тематическом анализе текстового контента из различных типов онлайн пропаганды и исследовали два способа определить темы на основе данных. Один из подходов основан на теории и строится на предыдущих анализах пропаганды ИГИЛ. Другой подход основан на данных и автоматически идентифицирует преобладающие темы в имеющихся данных. Авторы проверяли на примерах каждый подход используя различные типы пропаганды ИГИЛ, а также предоставили примеры того, как компьютерный анализ может быть использован при изучении изменений в данных во времени. Оба подхода показывают увеличение использования более насильственной риторики в последних примерах пропаганды.
Антитеррористическая политика и спецслужбы
Публичная Политика и Антитеррористический Дискурс в Современной России. Ярошенко В. А, РАНХиГС
В статье исследуются процессы, происходившие в мировом сообществе в последнее десятилетие, охваченное современной волной терроризма, начавшейся после 11 сентября 2001 года. Говоря о первоочередных задачах формирования новой публичной политики противодействия терроризму в России, автор приходит к выводу о недостаточности применения силовых методов для обеспечения политического порядка и настаивает на необходимости создания системы антитеррористического образования и бесплатной юридической помощи лицам, содействующим выявлению проявлений террористической активности.
Антитеррористическая политика и спецслужбы
О Взаимодействии Правоохранительных Органов и Гражданского Общества в Противодействии Распространению Идеологии Экстремизма и Терроризма. Роговая А. В. Институт социологии РАН
В статье приводится обобщение и анализ результатов экспертного опроса по проблеме взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества в идеологическом противодействии экстремизму и терроризму. В последнее время в российском обществе наблюдается тенденция распространения экстремистских настроений из-за нескольких факторов: возрастание роли и значения религиозной составляющей общественного сознания в национальных республиках, неадекватное отражение национального вопроса, миграционная ситуация. Предполагается, что системное противодействие терроризму должно основываться на взаимодействии правоохранительных органов, спецслужб, общественных и религиозных организаций, научных сообществ, СМИ, региональных и федеральных властей. В ходе опроса было выявлена низкая идеологическая эффективность деятельности правоохранительных органов, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков; плохая кооперация деятельности между СК, МВД и ФСБ. Также подчеркивается необходимость единой системы коммуникационного обеспечения государственных органов и институтов гражданского общества.
Антитеррористическая политика и спецслужбы
Локализация Противодействия Идеологии Экстремизма и Терроризма в Муниципальном Образовании. Роговая А. Н. Институт социологии РАН
В статье рассматривается эффективность противодействия идеологии экстремизма и терроризма в муниципальных образованиях Республики Дагестан. На основе проведенных массовых и экспертных опросов в г. Хасавюрт и Хасавюртовском районе выделяются и рассматриваются два основных фактора распространения экстремистской идеологии — недовольство властью и религиозная, этноконфессиональная напряжённость. С учётом этих факторов и предлагаются меры по урегулированию проблем в муниципальных образованиях.