План Перемен

Проект призван инициировать общественную дискуссию об образе будущей России
База знаний | Антимонопольная политика
Значительная степень монополизации современной российской экономики способствует завышению цен, мешает бороться с инфляцией, препятствует входу на рынок новых участников. Эти факторы существенно тормозят развитие нормальных рыночных отношений. Мы считаем, что государство должно проводить более активную антимонопольную политику и стремиться к демонополизации экономики.

Представленные в данном разделе материалы посвящены состоянию антимонопольной политики в России, в том числе регулирующему эту сферу законодательству, деятельности Федеральной антимонопольной службы и ее эффективности.
Антимонопольная политика
Федеральная антимонопольная служба
«Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год»
В данном докладе подробно представлена оценка ФАС и других профильных ведомств исполнительной власти относительно состояния конкуренции на различных крупных рынках (Рынок нефтепродуктов, здравоохранение, газ, ЖКХ, ж/д перевозки, алкогольная продукция, услуги связи и т. д.), а также оценка антимонопольной правоприменительной практики в разных сферах бизнеса. Подробно представлена политика тарифного регулирования, являющаяся актуальной в обществе.

Представлена динамика состояния конкурентности на рынках для России в целом и оценка эффективности мер повышения конкуренции, принятых ранее.

Дана оценка состоянию малого и среднего бизнеса и влиянию на него антимонопольного законодательства.

Среди основных проблем выделены картелизация российской экономики, государственно-монополистические тенденции, некоторые системные проблемы правоприменения в России, а также введенные санкции.
Антимонопольная политика
Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики «Эмпирическое исследование качества российского антимонопольного регулирования слияний и поглощений: финансовый анализ событий», 2016, А. Ю. Редькина, Н. Е. Щавлева
В работе применяются качественные и количественные методы оценки регуляторных функций ФАС в отношении сделок по слиянию и поглощению. В выборке участвуют 142 сделки в период с 2006 по 2014 гг. (всего 152 компании). Цель данной работы — оценка с помощью финансового анализа событий качества российского антимонопольного регулирования слияний и поглощений. Дана статистика по компаниям из выборки, а также есть выводы об эффективности регулирования ФАС.
Антимонопольная политика
Институт анализа предприятий и рынков
Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики, «Антимонопольное регулирование в нефтяной промышленности», 2016, Е. Е. Сидорова, С. В. Голованова
В работе оценено изменение эффективности антимонопольного законодательства на примере дел арбитражных судов в отношении компаний-участников рынков нефти и нефтепродуктов. Выработаны критерии оценки эффективности такой политики, а также проанализированы данные, характеризующие качество антимонопольного расследования в отношении компаний отрасли.
Антимонопольная политика
Институт анализа предприятий и рынков
Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики, «Характеристика деятельности ФАС России: возможность использования статистики судебных дел о нарушении антимонопольного законодательства», 2016, Д. В. Цыцулина
В работе рассмотрена возможность использования решений арбитражных судов об оспаривании административных решений в качестве данных об оценке деятельности ФАС РФ. Эти данные представляют важный источник информации о масштабах антимонопольной политки, но не всегда с достаточной степенью надежности могут использоваться для анализа результатов деятельности ФАС.
Антимонопольная политика
Вопросы государственного и муниципального управления «Задачи и ограничения антимонопольного контроля регулирования тарифов», 2014 Авдашева С. Б., Цыцулина Д.В.
В данной работе показаны особенности российского антимонопольного законодательства, влияющие на возможность его использования для предотвращения ограничений конкуренции на нерегулируемых рынках. Продемонстрированы причины того, что предлагаемый антимонопольный контроль за соблюдением процедур назначения тарифов может иметь ограниченный эффект в силу специфики воздействия регулируемых тарифов на конкуренцию, а так- же потенциальных противоречий между принципами отраслевого регулирования и требованиями антимонопольного законодательства в России. Показаны альтернативные способы организации тарифного регулирования, способствующего развитию конкуренции и повышению благосостояния покупателей.
Антимонопольная политика
Аналитический центр при Правительстве Р Ф,
«Ключевые показатели эффективности деятельности антимонопольного ведомства», 2016
В работе представлены показатели эффективности работы ФАС, содержащихся в различных многочисленных нормативных документах, проделан их анализ и представлены выводы о целесообразности использования именно этих KPI и о деятельности антимонопольных ведомств. По некоторым KPI приведены комментарии относительно положения дел в бизнесе в России.
Антимонопольная политика
Экономический журнал Национального исследовательского университета Высшая школа экономики «Конкурентная политика на экспортоориентированных рынках: действительно ли компенсирующие меры эффективны?», 2016, Авдашева С. Б., Корнеева Д.В.
Представлен альтернативный взгляд на потолок цен для экспортеров сырья. Предписание о ценах — один из альтернативных способов предотвратить ценовую дискриминацию, наряду с либерализацией импорта и наказанием за монопольно высокие цены. В работе проанализировано влияние на рынки продукции российской металлургии как мер, усиливающих рыночную власть, так и альтернативных компенсирующих мер, применяемых ФАС России. Применены два метода — финансовый анализ событий (financial event studies) и метод разности разностей для динамики цен (difference-in-differences). Показано, что ни одна из разновидностей компенсирующих мер — в том числе предписания о ценах, антимонопольные расследования, снижение импортных тарифов, предписания покупателю о совершенствовании процедур закупки — не обнаруживает пре имущества перед другими.
Антимонопольная политика
"Russian M&A Review 2016" KPMG
В отчете представлен обзор основных трех сделок по слияниям и поглощениям за 2016 год (нефтегазовая сфера), указаны 10 самых крупных сделок в 2016, а также дан прогноз на совершение подобных сделок в 2017 году. Проанализировано влияние санкций и внутренней антимонопольной политики на активность в сфере сделок слияния и поглощения.
Антимонопольная политика
«Закон об антимонопольном комплаенсе: ключевые факты» KPMG, 2017
Короткая брошюра дает краткий обзор законопроекта, представляя его структуру и влияние на рынки.
Антимонопольная политика
World Economic Forum, "Global Competitiveness Index" 2016−2017 edition
Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнёрских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчёте. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 138 государствах. В отчёт также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

Россия в этом году поднялась в рейтинге на две позиции — с 45 до 43 места. Воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный инновационный потенциал, слабая развитость финансового рынка и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе. В последние два года к указанным отрицательным факторам добавились ослабление внутреннего спроса, экономические санкции со стороны стран Северной Америки и Западной Европы, а также внешняя неопределённость относительно будущего цен на минеральные ресурсы. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.
Антимонопольная политика
World Bank Group, "Doing Business 2017. Economy Profile. Russian Federation"
«Ведение бизнеса» позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в 190 странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях. Методика исследования «Ведение бизнеса» и типовая модель анализа затрат являются типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

Российская Федерация за минувший год поднялась в рейтинге на 11 пунктов с 51 до 40 места. По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между Болгарией и Венгрией.
Антимонопольная политика
Ассоциация антимонопольных экспертов «Анализ ключевых направлений деятельности ФАС РФ по итогам 2016 года»
В докладе предоставлен анализ работы ФАС в 2016 на основании опроса антимонопольных экспертов и статистических данных.